Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Он по праву считается создателем народной школы в России. Все общепедагогические и дидактические вопросы он решал с точки зрения служения интересам своей Родины, своего народа, руководствуясь девизом: «Сделать как можно больше пользы своему отечеству - вот единственная задача моей жизни». Ушинский исходил из того, что воспитание должно охватывать все подрастающее поколение в порядке обязательного обучения, давать ему реальное образование и «приготовлять к труду в жизни». Центральное место в формировании человека принадлежит родному языку. Созданный великим педагогом учебник «Родное слово» оказал огромное влияние на развитие русской начальной школы.
Задачу педагогики Ушинский видел в том, чтобы реализовать высшее предназначение человека, раздвинуть пределы его физических, умственных и нравственных сил. Взглядам Гербарта он противопоставил педагогическую антропологию, которую строил на утверждении, что педагогика, имея дело с реальным человеком, должна основываться на всестороннем его познании. Он неоднократно подчеркивал, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях. Поэтому педагогика, по мысли Ушинского, должна учитывать данные тех наук, в которых изучается «телесная или душевная природа человека», а именно: анатомии, физиологии, психологии, географии, политэкономии и др. Знание антропологических наук является необходимым условием воспитательного воздействия. Так, например, знание физиологии есть условие воздействия на физическое развитие индивида, а знание психологии - условие воздействия на развитие ума, чувств и воли человека.
В своем главном фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Ушинский выдвинул идею о разработке интегральной науки, в основе которой лежит педагогическая деятельность. При этом он утверждал, что такая деятельность нуждается в научном обосновании, что одна педагогическая практика без теории - то же, что знахарство в медицине. В обозначенном выше труде его автор раскрыл содержание педагогики и изложил главнейшие вопросы своей дидактики - обучения и развития, формального и материального образования, развития речи и мышления, деятельности учителя и ученика. Ушинский впервые научно обосновал систему подготовки учителя, принципы и методы которой во многом являются актуальными и по сей день
Антропологизм Ушинского проявлялся в его идее о неразрывности физического, умственного и нравственного развития, что приводило к выводу о необходимости целостного воспитания всех сторон личности
Задача Ушинского грандиозна – в его антропологии три отдела: телесный организм, душевные явления, духовные явления. Заметим, что к «третьему отделу» наша российская психология едва подходит сегодня – через полтора века после Ушинского. Западной еще долго к этому идти.
И в «Вопросе о душе», и в «Психологических монографиях», и тем более в «Педагогической антропологии» сформулированы основные положения, характеризующие позиции Ушинского в психологии.
Обозначим эти позиции Ушинского: 1) определяет предмет психологии, причем трактует его широко и целостно; 2) определяет отношение психологии с философией; поскольку он не ставит перед своими трудами задачи обосновать отделение от философии, то просто обозначает это соотношение; 3) обсуждает отношение психологии к другим наукам, т.е. выявляет ее место в системе научного знания; 4) подробно обсуждает, каков должен быть метод психологии; 5) подробно рассматривает важнейший для конституирования науки вопрос, связанный со структурой дисциплины; 6) решает вопрос о соотношении психологии с физиологией; 7) утверждает опытный характер науки; 8) определяет соотношение теории и метода в новой психологии, что было редкостью для той эпохи.
Константин Дмитриевич Ушинский – создатель первой в истории мировой психологии практико-ориентированной психологии
Он первым в мировой науке стал разрабатывать психологию не предметную, как В. Вундт, Ф. Брентано, В. Джемс, которые пытались выделить в сознании тот или иной аспект для анализа. Ушинский подходил прагматически (вспомним кантовскую ант ропологию, обоснованную прагматически), но прагматизм его был усилен решением задачи воспитания человека.
Поэтому психология Ушинского не предметна, а объектна – объект ее человек, и она по возможности старается быть целостной.
В «Педагогической антропологии» он рассматривает психологию в качестве одного из оснований педагогики. Принципиально важно, что в шестидесятые годы, когда Ушинский разрабатывает педагогическую антропологию, научной психологии еще не было.
Ушинским была разработана система практической психологии. У К. Д. Ушинского мы видим рождение новой психологической парадигмы: это практико-ориентированная концепция, имеющая комплексный, антропологический характер, это эмпирический подход, основывающийся прежде всего на фактах, но свободный от известной узости позитивизма. Не случайно антропологизм Ушинского был воспринят теми психологическими теориями, которые пытались преодолеть ограниченность традиционной академической психологии за счет комплексного подхода (Б. Г. Ананьев).
Источник: Мазилов В. А. - Ушинский К.Д. как создатель парадигмы практической психологии: непонятый проект
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы