Найти в Дзене

Советская катушечная дека Нота-203: "да" или "нет"?

Обзор аппарата и его скрытый потенциал.

Магнитофоны-приставки Нота-203, а позже 203-1, являлись развитием модели Нота-202, которая выпускались Новосибирским электромеханическим заводом с 1976 года. В модели 203 появилась система динамического шумопонижения с регулируемым порогом, а в модели 203-1 появился механический автостоп. Интересно то, что некоторые версии аппарата 203-1 либо имели рычаг автостопа, но не имели соответствующей электрической части, либо не имели его вовсе, полностью повторяя конструкцию Ноты-203.

Нота-203-1 стерео. Фото автора.
Нота-203-1 стерео. Фото автора.

Параметры всех моделей однотипны.

Сетевые стереофонические МП II класса ''Нота-20*'' предназначены для записи звука на магнитную ленту типа А4409-46Б с последующим воспроизведением через УКУ. Уровень записи и воспроизведения раздельно контролируется стрелочными индикаторами. Две головки. Скорости 19,05 см/с и 9,53 см/с. Диапазон частот на лин. выходе: при скорости 19,05 см/сек 40...18000 Гц, 9,53 см/с 40...14000 Гц. Лентопротяжный механизм — одномоторный, двухскоростной. Рабочее положение вертикальное. Максимальный размер катушек  — 18.

Одним словом, ничего особенного и выдающегося. Правда звучал хорошо, хотя и шумновато и, разумеется, не дотягивал до высшего класса. А вот с записью была беда из-за того, что на запись усилитель работал только в режиме микрофонного усилителя, а это означало, что сигнал с линейного входа уменьшался до уровня микрофонного, а потом усиливался до необходимого. Простенький ГСП имел частоту 80кГц, что явно недостаточно для получения высококачественной записи. Конструкцией не предусмотрена СДП, отсюда совсем печальные параметры на скорости 9,53 см/с.

И тем не менее, аппараты пользовались завидной популярностью у советского населения. Секрет прост.

Нота-203. Фото автора.
Нота-203. Фото автора.

"Иностранный" дизайн.

Внешний вид вертикалки с выступающими за габариты катушками напоминал "забугорные" топовые деки с километровыми катушками. И действительно, с катушками с треугольными окнами "Нота" напоминает какой-нибудь Technics-RS1500. Эрзац-мечта советского меломана!

Цена.

300 рублей для того времени тоже были деньги, но деньги вполне реальные, в отличие от Ростова-102 за 900 руб - за полгода можно было накопить без проблем.

Вид спереди без лицевой панели. Фото из интернета.
Вид спереди без лицевой панели. Фото из интернета.

А что с соотношением цена/качество? Тут уже не все так просто. Простой, и в-общем то неплохой для своего класса ЛПМ имел несколько серьезных просчетов и недостаточно высокое качество изготовления. Например, конструкторы не учли вес двигателя и трансформатора, из за чего аппарат любил падать при переключении режимов. Из-за частых падений, под действием веса двигателя, шасси деформировалось. Штампованное шасси изготавливалось из относительно мягкой стали, в результате чего, через какое-то время эксплуатации, начинали появляться сбои в работе ЛПМ даже при бережном обращении. Прижимной ролик использовался самоустанавливающийся, но, несмотря на это, детонация к концу ленты возрастала до чудовищных значений. Из-за недостаточного сцепления прижимного ролика и тон-вала магнитофона, дабы избежать усиления детонации, приходилось ослаблять фрикцион подающего подкатушечника, в результате чего натяжение ленты было ослаблено, что вело к появлению весьма заметной на слух ПАМ.

И САМОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ!

Ось тон-вала была очень плохо запрессована в маховике, что маховик нередко попросту слетал с оси!! При этом не так просто было снять панель, на которой установлены стойки и головки. Кстати, стойки использовались нерегулируемые, а глубина вылета подкатушечников была отрегулирована условно, поэтому почти все аппараты терли ленту о щечки катушек.

Фрагмент ЛПМ. Фото из интернета.
Фрагмент ЛПМ. Фото из интернета.

Переключение всех режимов и скоростей механическое, осуществляется при помощи клавиш. Достаточно интересно выполнено переключение скоростей: специальная вилка перебрасывает пассик одновременно на шкиве и маховике тон-вала с одного диаметра на другой. Если положение шкива на валу электродвигателя и сама вилка настроены правильно, переключение происходит без проблем, если нет - пассик запросто может слететь, а надеть его обратно без частичной разборки ЛПМ достаточно проблематично, зато, благодаря такому конструктивному решению, механика избавилась от вечно шумного промежуточного ролика.

Вид сзади со снятой крышкой. Фото из интернета.
Вид сзади со снятой крышкой. Фото из интернета.

А что сзади? Сзади трансформатор, фазосдвигающая цепь двигателя, плата управления соленоидом, фильтр блока питания, коммутатор каналов и ГСП, а также металлическая корзина, в которой установлены 2 платы универсальных усилителей, 2 платы шумоподавителя и плата индикаторов и телефонного усилителя и панель входов-выходов. Такая компоновка очень удобна при настройке магнитофона.

Экранирующая корзина с платами электроники. Фото из интернета.
Экранирующая корзина с платами электроники. Фото из интернета.

Прежде, чем мы двинемся дальше, дабы завершить обзорную часть, необходимо сказать, что аппарат комплектовался "фирменной" катушкой, похожей на "Славичи", а также "фирменной" демонстрационной лентой, записанной в ГДРЗ.

А что там насчет скрытого потенциала "Ноты"?

Вместо автостопа, который обесточивает двигатель, но не переводит ЛПМ в режим "стоп", что ведет к неизбежной деформации прижимного ролика, можно реализовать оптоэлектронный автостоп, разместив небольшой соленоид и механически связав его с планкой фиксации клавиш режимов работы, то есть "продублировав" нажатие клавиши "стоп" пальцем.

Блок клавиш управления режимами работы. Фото из интернета.
Блок клавиш управления режимами работы. Фото из интернета.

Кстати, про клавиши. Многие владельцы жалуются на то, что аппарат легко уронить при переключении рода работ. аккуратно поработав надфилем, можно вылечить и это заболевание.

Заменой шумного болгарского двигателя на отечественный 6КД-4-УХЛ4 лечится шум механической части, при этом обвязку фазоздвигающей цепи менять не нужно. А вот просто так поставить Мацуситу не получится - у него скорость вращения 1450 об/мин, что приведет к некоторому увеличению скорости протягивания ленты.

Еще мне удалось увеличить натяжение ленты, и при этом уменьшить детонацию. Для этого я проточил старый ролик, уменьшив его диаметр и придав ему бочкообразную форму, затем надел на него полиуретановый ролик от бумагоприжимного ролика из старого принтера (на 2-м фото сверху), после чего усилил и отрегулировал фрикцион подающего узла.

С механикой понятно, а что с шумами при записи? Небольшие изменения во входном каскаде, описанные в одном из номеров журнала Радио, позволяют значительно улучшить отношение сигнал/шум при записи.

Переделанный универсальный усилитель. Фото из интернета.
Переделанный универсальный усилитель. Фото из интернета.

Также можно несколько улучшить параметры аппарата, заменив советскую керамику и полупроводники более качественными импортными аналогами. Установка платы СДП значительно улучшит запись на скорости 9,53 см/с, вплотную приблизив его к качеству на 19,05 см/с. Также известны случаи переделки аппарата из 2-х головочных в 3-х (сквозной канал).

Если доработка аппарата ввергнет вас в пучину азарта, можно заменить достаточно бестолковые стрелочные индикаторы люминесцентным, а также заменить слепой механический счетчик цифровым.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

В завершении работ можно подумать о замене кнопок и ручек на что-то более благородное, а также подумать об изготовлении деревянных боковин для корпуса, что еще более приблизит данный аппарат к упомянутому выше Technics-1500 (ровно на толщину этих самых панелей).

Заключение.

Так что, стоящий это аппарат или нет? Однозначно, да! Это просто Эльдорадо для всякого рода Самоделкиных, любящих поковыряться в железе в том смысле, что можно испытать чувство глубокого удовлетворения тем, что удалось выжать из аппарата немного больше того, на что он был способен изначально, а если нет, то и не жалко выбросить. Также это неплохая "читалка" в плане цены для начинающих и хипстеров.

На этом всё. Спасибо, что были с нами! Делитесь своими впечатлениями в комментариях, а также ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал. До скорых встреч!