Найти тему
Palindrom.su

История Зеленограда (1983 год)

Оглавление
Дворец культуры. Источник: из архива Александра Козлова. Сайт: pastvu.com
Дворец культуры. Источник: из архива Александра Козлова. Сайт: pastvu.com

Искусство и литература – 83

В 1983 году отмечался 25-летний юбилей Зеленограда. Правда, тогда этот день праздновали летом, в июне. По этому случаю была сочинена песня-вальс «Мой Зеленоград»:

Город мой, мой друг хороший,

Я тебя представить рад:

На судьбу мою похожий,

Город мой – Зеленоград.

Припев:

Мечтою людей был всегда город-сад,

Родился ты пять пятилеток назад

И стал воплощённой мечтою,

Мой город – мой Зеленоград.

Для людей людьми построен,

Их талантом и трудом.

Как берёзонька, ты строен,

Мой большой и светлый дом.

Припев:

Дома здесь с берёзами в вальсе кружат,

И радостно звонкие песни звучат,

И руку даёт вам на дружбу

Мой город – мой Зеленоград.

Эти бесхитростно-наивные строки вполне выражают тогдашнее отношение жителей к своему городу.

В 1983 году оркестр русских народных инструментов Дома творчества детей и юношества (тогда он назывался «Дом Пионеров») возглавила Галина Ивановна Бармина, сама воспитанница этого коллектива. А до неё оркестром руководили – Александр Иванович Кирик (1967 - 1974), затем его дочь – Людмила Александровна Кирик, некоторое время оркестром руководил Игорь Михайлович Тонин. Позже он стал художественным руководителем и дирижёром Государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица». А о своём пребывании в Зеленограде он говорит так:

«Я благодарен судьбе, что связала меня с зеленоградским оркестром».

Помимо занятий музыкой ребята выезжали на экскурсии, на концерты оркестра русских народных инструментов им. Осипова. На базе оркестра была создана оркестровая студия «Гармония», которой в 1993 году присвоено звание образцового коллектива. Из большого оркестра выделились ансамбль «Мозаика» и детская подготовительная группа «Бирюльки». С 1988 года оркестр работает по индивидуальной программе. Дети получают музыкальное образование, аналогичное музыкальной школе.

-Наш оркестр уникален, - говорит Галина Бармина. – Это единственный в Москве детский коллектив с репертуаром академического направления. За треть века коллектив приобщил к музыке сотни зеленоградцев. Среди его воспитанников профессиональные музыканты: Наталья Анатольевна Гордиенко, Маргарита Александровна Сурначева и другие.

Начало зеленоградского Дворца Культуры. 17 апреля 1983 года считается официальным днём открытия Дворца Культуры в Зеленограде. На самом деле творческая работа в нём началась почти на полгода раньше:

4 ноября 1982 года в театральном зале Дворца культуры «Зеленоград» состоялся концерт Льва Лещенко, который отмечал свой 40-летний юбилей. В своём комментарии на зеленоградском «Инфопортале» ветеран ДК Игорь Евтеев вносит поправку: «Уточню только, что первым мероприятием в ДК был концерт для строителей, произошедший 2 ноября 1982 года, на два дня раньше "райкомовского" открытия. С уважением, Евтеев И.».

Вспоминает Борис Васильевич Попов, долгие годы бывший заместителем директора ДК (см. зеленоградский сайт «Инфопортал»):

«Всё началось в сентябре 1977 года, когда я впервые появился в Зеленограде и сразу влюбился в этот город. Я приехал сюда за компанию с коллегой, который привёз документы, чтобы устроиться на завод «Элма». В итоге коллега уехал, а я остался, и 3 января 1978 года вышел на работу в отдел главного энергетика завода.
Несмотря на то, что я окончил МИИТ — институт инженеров транспорта — у меня всегда была тяга к сцене. Зная об этом, в конце августа 81-го, когда на «Элму» «повесили» строящийся дворец культуры, главный энергетик Генрих Виноградов и предложил мне готовиться к приёмке объекта.
Первый вопрос, заданный мне на штабе по строительству ДК, был: «Ну что, к 7 ноября сдадим?» А я посмотрел и сказал: «Я, конечно, не строитель, но дай бог через год закончить, к следующему 7 ноября».
Стены дворца тогда уже стояли, но моим первым рабочим местом стал строительный вагончик. Я начал потихоньку разбираться с планами, схемами, энергетикой, много общался со строителями. А в декабре произошёл случай, когда я впервые в жизни понял, что у меня есть сердце. Это произошло, когда был издан приказ по Минкультуре о консервации на неопределённый срок вновь строящихся дворцов культуры. Из сотен рабочих и прорабов, работавших на стройке, за несколько дней не осталось никого. Даже сторожа. А ведь контур дворца не был защищён, все двери были открыты. Хорошо, что не так много оборудования было завезено... Но после 1 января пришла весточка: дали добро на завершение строительства. …Нам удалось договориться с архитекторами о том, чтобы не строить киносъёмочный павильон «Мосфильма», который был предусмотрен проектом. Убедили их, что Зеленоград «Мосфильму» не нужен. Они перепроектировали и сделали настоящий зал хореографии, который очень много дал городу…
В 82-м году я начал выезжать знакомиться с разными ДК. Тогда как раз в Красногорске построили новый дворец. Ну, и конечно, ездил смотрел старые дворцы — ЗиЛ, МЭЛЗ и прочие. Весной понял, что надо думать о штатном расписании. Сотрудником номер один, кстати, стал Игорь Евтеев, выпускник ТХТУ, который работал у нас машинистом сцены, администратором и даже главным администратором. Не могу не вспомнить нашего первого киномеханика Фёдора Максимовича Околелова, которому в те годы тотального дефицита удалось достать для ДК классное оборудование. Первое штатное расписание утвердили достаточно большим — на 261 человека. Благодаря этому удавалось экономить фонд заработной платы и выплачивать работникам премии.
Дворец числился вспомогательным 420-м цехом завода «Элма», но премии здесь были как на основном производстве. Летом у нас появился директор — Борис Андреевич Лаврентьев, который приехал из Орла. Это было очень здорово, потому что после этого я мог заниматься только техникой. В конце декабря 1982 года мы запустили танцевальный зал, зал хореографии, а 23 февраля 1983 года — киноконцертный.
…В декабре 83-го у нас появилась первая новогодняя ёлочка. Я с рабочими ездил, выбирал, привозил, устанавливал, украшал. Два года мы ставили в зимнем дворике натуральные ёлки высотой 8,5 метров. Одну срубили в лесу за кладбищем, другую на месте 11-го микрорайона — он тогда только начинал строиться. И, конечно, надо было пережить «ёлочные» кампании — за несколько дней в двух наших залах проходило 28 «ёлок». Много всего интересного было. И выпускные балы, и спектакли московских театров... Но самое главное — заработали кружки художественной самодеятельности.
То, что в 90-е годы, в трудное время, удалось их сохранить — это, по-моему, самая большая заслуга Раисы Григорьевны Каленовой. В декабре 84-го сменился директор дворца. Вместо Бориса Андреевича Лаврентьева пришёл Валентин Фёдорович Подрезов. И тоже хорошее было время. В 87-м случился, наверное, пик деятельности дворца. Это был год, когда в двух залах одновременно шли концерты, спектакли московских театров, цирковые программы. Когда зеленоградцы знали, что во дворце всегда интересно и надо идти сюда, оторвавшись от всех других дел. Мы тогда даже получили выговор за то, что нарушили разнарядку райкома партии по распределению билетов между предприятиями. Кто-то из парткома на одном из заводов дал сигнал: мол, у нас по разнарядке 50 билетов, а нам дали только 45, и это уже не в первый раз, что-то они там совсем... Но этот выговор было приятно получить, потому что он значил, что мы действительно работаем».

В марте 1983 года приступил к репетициям хор, позже получивший название «Ковчег». Тогда Дворец Культуры «…только готовился к сдаче: в киноконцертном зале монтировали кресла, завозили мебель в кабинеты и студии, оборудовали механизмы сцены… Организатором и руководителем хора был Борис Андреевич Лаврентьев – первый директор Дворца (до 1985 года). Радением Бориса Андреевича были пошиты костюмы для хористов, разучен репертуар: народные и современные песни, несложные классические произведения. В эти годы коллектив «Ковчега» от концертов на зеленоградских площадках перешёл к выступлениям в Москве и в других городах Союза» (цитата из газеты «Двоечка; №11, 21 ноября 1998г., автор – Александр Миль»). Тогда в хор удалось собрать более 80 квалифицированных исполнителей. Именно в тот период были сшиты знаменитые белые ниспадающие платья.

Первый панк-фестиваль в СССР

Первый панк-фестиваль состоялся зимой 1983 года в Зеленограде. Идея этого фестиваля возникла из столкновения-содружества музыкального андерграунда двух столиц. Поскольку московский рок развивался раньше питерского на целое десятилетие, то и ассоциировался он в первую очередь с хипповской "системой" 70-х, тогда как Ленинград считался рассадником отечественного панка, который, как известно, появился в начале 80-х. «Стычка» москвичей с питерцами возникла в начале 1983 года на подпольном концерте в Москве. Недовольные ходом концерта, питерцы потребовали более яркого своего представительства, которое и состоялось вскоре в одном из опорных пунктов милиции Зеленограда (этот концерт проходил под маркой «ДК», но с участием питерцев – Михаила Науменко («Майк»), Владимира Литовки и других ).

Тогда же было решено организовать первый (московско-ленинградский) панк-фестиваль; местом его проведения был выбран Зеленоград. Фестиваль маскировался под вечеринку по случаю дня рождения одного из участников. Было выбрано жюри этого «состязания», куда вошёл, между прочим, драматург и автор юмористических рассказов Виктор Иосифович Славкин (в 1967-1984 гг. работал в журнале «Юность»). Среди выступавших на панк-фестивале музыкальных групп были «ДК» Сергея Жарикова, «Автоматические удовлетворители» с Андреем Пановым, «Зебры», «Красный крест» Олега Ухова, «Народное ополчение» Алекса Оголтелого (псевдоним Александра Строгачёва) и другие.

12 декабря 1983 года вышел в свет сборник стихов зеленоградского поэта Александра Григорьевича Васюткова «Почтовый голубь» (в серии «Новинки «Современника»).

26 апреля 1983 года в серии «Люди и космос» тиражом 100 тысяч экз. вышла книга «Породнённые орбитой». Её авторы – космонавты Алексей Губарев и Владимир Ремек (Чехосл.). Губарев – наш земляк; он с детства жил в Чашникове и закончил среднюю школу в Крюкове.

Ритм города – 83

На заводе «Ангстрем» начался выпуск СБИС (сверхбольших интегральных схем) с объёмом памяти 256 килобайт и со степенью интеграции – свыше 2 миллионов транзисторов на кристалле (их разработка началась ещё в 1981 году).

12 апреля 1983 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР НИИМЭ с заводом «Микрон» был награждён орденом Трудового Красного Знамени – «за успешное выполнение заданий Правительства СССР по созданию и производству Единой системы электронных вычислительных машин (ЕС ЭВМ)». Тогда же Государственной премии были удостоены трое сотрудников НИИМЭ: В.И. Попов (возглавлявший отдел разработчиков микросхем), А.Я. Сафронов и А.Р. Назарьян (в ту пору – главный инженер НИИМЭ). А.Р. Назарьян получил эту премию во второй раз: ранее он получил такую же премию в 1972 году. Постановлением Совета Министров РСФСР №261-23 от 19 мая 1983 года НИИ физических проблем (НИИФП) было присвоено имя Ф.В. Лукина, при непосредственном участии которого создавался институт и закладывались основы отечественной микроэлектроники.

В 1983 году был запущен в космос первый оптико-электронный комплекс. Руководителем этой перспективной разработки был Борис Седунов. Ещё ранее, в 1975 году, в результате большой работы, возглавляемой Б. Седуновым, был создан новый элемент – прибор с зарядовой связью (ПЗС). Этот прибор позволил заменить фотоплёнку, которая использовалась в космических аппаратах для записи информации. Эта фотоплёнка ограничивала срок «жизни» космического аппарата на орбите десятью днями. Кончалась плёнка – аппарат вынужден был приземляться.

МИЭТ точно отслеживал развитие микроэлектроники: в 1983 году впервые в СССР там были организованы курсы по обучению программированию на персональных компьютерах (точнее, на их аналоге - ДВК). Каждый год на этих курсах обучалось свыше 400 человек (а всего – свыше двух тысяч).

В 1983 году строительную фирму «Зеленоградстрой» возглавил Георгий Иванович Молодчинин. Свою работу в Зеленограде он начинал в 1968 году прорабом; в 1971 году он уже главный инженер, а с 1973 года – начальник зеленоградского СУ-111. В 1975-1978 гг. Георгий Молодчинин занимал должность заместителя председателя Зеленоградского горисполкома, а в 1978-1983 гг. - возглавлял строительство международного аэропорта «Шереметьево-2». Кавалера ордена Трудового Красного Знамени Георгия Ивановича Молодчинина, уже более 20 лет возглавляющего «Зеленоградстрой», можно назвать «строителем божьей милостью».

10 июня 1983 года при Управлении внутренних дел были созданы пресс-службы и пресс-группы правоохранительных органов. По Зеленограду много лет информацию в прессу готовил инспектор штаба Зеленоградского УВД по связям со средствами массовой информации (и зеленоградский поэт!) Владимир Семёнович Тугов. Позже на смену ему пришла молодёжь – капитан Юлия Хомякова и старший лейтенант Ирина Распопова, начавшие работать в системе УВД с 1996 года.

8 апреля 1983 года приказом №137 Главного управления здравоохранения Московской области в селе Голубое открылся Московский областной госпиталь для стационарного лечения инвалидов Великой Отечественной войны. Рассчитан он на 510 больничных коек в 9 лечебных отделениях. Первым начальником госпиталя был в 1982-1986 гг. полковник медицинской службы запаса Григорий Алексеевич Шмалий, затем – с 1986 года до апреля 1989 года – Василий Павлович Шестаков. В 1989 году начальником госпиталя был назначен заслуженный врач Российской Федерации Серго Петрович Рыбаченко. 4 июня 1993 году он был преобразован в госпиталь для ветеранов войн (МОГВВ) (приказ №77 ГУ здравоохр. Моск. обл. на основании приказа №41 от 15 марта 1993 г. Минздрава РФ). Это – единственный в Московской области госпиталь такого рода. За 20 лет в его стенах прошли лечение 117473 и получили консультацию более 100 тысяч пациентов.

7 января 1983 года пленум ЦК КПСС принял постановление «Об укреплении трудовой дисциплины», после которого начались массовые облавы на прогульщиков в кинотеатрах и парикмахерских.

(продолжение)