Найти в Дзене

Кризис он со вкусом вариабельности

Чем характерен кризис в системе?

Система, которая движется к точке бифуркации, «затихает». Можно сказать: «затишье перед бурей».

Связано это, по-моему мнению, хотя бы с тем, что система находится в состоянии поиска оптимального решения её дальнейшего развития.

Можем ли мы сказать, что период с «болотки» до 27 июля 2019 года был затишьем? Отчасти, да.

2014 год перевёл систему в стадию «затишья». Население было «переключено» с протестов на болотной площади на другие факторы: экономический кризис, история с Крымом, война на Украине. Если обратить внимание на социологию того времени, то мы увидим следующее: рейтинг Владимир Владимировича вырос, люди считали, что присоединение Крыма - это важное достижение России. Идея общего врага (загнивающий Запад вводящий санкции) превалировала в обществе. Эти идеи достаточно долго поддерживались населением. Но уже в 2018 году стал наблюдаться тренд перестройки граждан на внутриполитический аспект. Обусловленно это различными факторами: пенсионная реформа, повышение фискальной нагрузки, «денег нет, но вы держитесь» и т.д. Сейчас рейтинг президента достаточно низкий и Крым уже не важен. У людей стали меняться представления и формироваться новые требования, в том числе и к власти.

В системе, которая движется к катастрофе, после «затишья» наступает увеличение флуктуаций, то есть процессы в ней протекают в не привычном ей ритме. Появляются нехарактерные элементы системы.

В нашем случаем флуктуация - это выступления общества на митингах, задержания, угловые дела. Стоит отметить, что увеличение вариабельности системы еще не есть катастрофа. Вариабельностью можно управлять, но не вечно. По своей сути система стремится к стабильности. При появлении диссонансов она (система) ищет путь «обратно», и если ей это не удается, она старается перейти в новый гомеостаз. И этот переход уже будет являться катастрофой. Катастрофа - скачкообразные изменения состояния системы при плавном, не специфичном изменении её параметров.

Отсюда следует, что ничего не происходит резко и неожиданно. Кризис «зреет» и в определённый момент переходит из состояния спокойствия в хаос. Это принцип пороговости. Система переходит некую черту при воздействии на неё различных внутренних и внешних факторов.

Очевидно, что действия власти привели систему к нынешнему нестабильному состоянию. Но будет неверно утверждать, что это основная причина. Власть - это внутренний элемент системы, который отвечает за параметры управления (очень медленные и сложно изменяемые). Есть, как мы помним, параметры порядка (коллективные), где «живет» реальность.

На «реальность» могут влиять различные информационные потоки. Они (потоки) могут генерироваться специально (как мета-, так и локальным наблюдателями), а могут формироваться на основе опыта самого субъекта. Но любой из этих потоков способен изменить идеалы общества. Таким образом, мы можем предположить, что за счет социологических опросов, типа фокус-групп, мы имеем реальную возможность смоделировать те идеи, которые в будущем «овладеют умами» людей. По какой причине власть не «предсказывает» движение системы, мне сказать сложно. Но что здесь точно: власть уже в 2018 году понимала, что общество начинает менять свое к ней отношение (президентские выборы 2018 года, где Путин выдвигается как самовыдвиженец).

Мы можем утверждать, что в нашем политическом гомеостазе наблюдается разрыв между представлениями верхнего и нижнего уровней системы. Общество вынуждено обращаться к власти «напрямую». А диалог - митинги и протесты. Другого варианта просто не существует. Система не создала таких диалоговых институтов. Другой вопрос, что государственный аппарат не готов внести корректировки в управляющие параметры, то есть дать людям то, что они хотят. Власть прибегает к методу «заставить».

Что дальше? Дальше катастрофа и смена идеалов общества и власти. Но хаос будет в любом случае. Вопрос только в том, а что после хаоса…