Найти тему
Ксюша Смыр

Что можно сделать с нелюбимым районом? Подкаст "Где я?". Выпуск 5. Москва художника

Привет!

Я Ксюша Смыр и это мой подкаст «Где я?».

Сегодня ко мне в гости пришла Алла Мировская, художница, куратор и преподаватель.

Мы познакомились с Аллой при замечательных обстоятельствах. Это было в 2014 году, когда я впервые отправилась в резиденцию. Она длилась три дня в Петербурге в галерее Фотодепартамент во время фестиваля «Manifesta». Три дня каждый из нас занимался своими фотопроектами и мы создавали коллективные проекты, не имея возможности выйти на улицу. А тогда было жаркое лето. И спали мы прямо на полу в галерее. В тот момент Алла делала проект об Исландии и меня впечатлило, как серьёзно она подходит к своему делу. Я тогда только начинала свой профессиональный путь, и меня, конечно, это очень восхищало.

Сегодня Алла расскажет про московский район Коньково, район, где она выросла. Это удивительно, как с помощью художественного исследования, проекта, который уже сейчас можно увидеть в галерее «Беляево», Алла смогла полюбить и заново открыть для себя «своё место».

Где вы?

Вы в Коньково!

Фотография из проекта Аллы Мировской "Москва. Коньково. Перезагрузка"
Фотография из проекта Аллы Мировской "Москва. Коньково. Перезагрузка"

Когда я была маленькой, я прочитала сказку Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» и там была карта Несуществующего государства Швамбрания. Меня восхитила возможность создать карту какой-то местности, существующей или нет. Сейчас, прочитав ряд книжек, в том числе Ги Дебора «Психогеографию» я понимаю, что, когда ты создаешь карту какого-то места, ты как бы овладеваешь им, переходишь от пассивной роли пребывания в месте в любом качестве, житель ты, наблюдатель или просто турист заезжий, в активную позицию и начинаешь контачить с этим местом глубоко.

Я училась в ИПСИ и мне нужно было сделать выпускной проект, который будет аутентичным, каким-то таким, где я могу быть экспертом. Мне нужно было выбрать место, которое я знаю как никто другой. Ну, конечно, я знаю его, как и другие жители. Все, кто живут там, мы находимся в каких-то одинаковых правах. Мы находимся там долгое время, смотрим на это место, видим, как оно меняется.

Рисунок из проекта Аллы Мировской "Москва. Коньково. Перезагрузка."
Рисунок из проекта Аллы Мировской "Москва. Коньково. Перезагрузка."

В то же время это был способ представиться как художник. Да, я художник, которого никто не знает. О чем я могу рассказать? Я могу рассказать о месте, в котором я живу. И это будет нормально, потому что это то, что я знаю, я могу говорить об этом свободно и легко, никто не задаст мне вопроса: а почему я вообще решила рассказать о районе Коньково?

Я выросла в этом месте. В детстве я не задумывалась, нравится оно мне или нет. Не я его выбирала. Я туда приехала, потому что мои родители, молодые инженеры купили там квартиру за какие-то гигантские деньги по тем временам. Они купили ее в 70-ых за 7 тыс. рублей. Они выплачивали этот кредит государству и после того, как развалился Советский Союз. Но выплатили в конце концов. Я оказалась в этом месте не по своей воле. Да, оно мне нравилось, потому что там были мои друзья, была школа, какая-то первая любовь, потом не первая.

Когда я встала взрослой, я продолжала жить в этом же месте и начала ездить, я узнала какие-то другие места, в том числе находящиеся не в России, более красивые с общепринятой точке зрения. Я поняла, что мне мой район совершенно перестал нравиться. Ну просто вообще не нравится.

Фотография из проекта Аллы Мировской "Москва. Коньково. Перезагрузка."
Фотография из проекта Аллы Мировской "Москва. Коньково. Перезагрузка."

Ну и кто знает Коньково, это спальный район, не совсем обычный, потому что туда вместе с жильём были вынесены научно-исследовательские, образовательные институты. Там была всегда такая интересная смесь, любопытный социальный ландшафт: там жили выходцы из деревень, которые раньше были на месте этих подмосковных окраин и художественная интеллигенция. В том числе окрестные НИИ строили там кооперативы для своих сотрудников - так моя семья там и оказалась.

Общаться там всегда было очень интересно, но это такие стандартные панельные дома, 5-,9-,12-этажные, в которых вообще вроде бы нет ничего красивого. Наверное, в них действительно нет ничего красивого. Когда ты выходишь из станции метро «Коньково» ты видишь эти стандартные панельные серого цвета такими клеточками дома. Это не Париж, конечно, не Вена, не какие-то места, которые принято называть красивыми.

С приходом капитализма там все стало еще хуже. С одной стороны, район стал более удобным и комфортным в бытовом отношении. Я поняла, что к нам пришла цивилизация, когда появился Макдональдс рядом со станцией метро «Коньково». Сейчас ты выходишь из дома и у тебя в радиусе 500 метров есть всё, что нужно для жизни. У тебя есть выбор, в какой магазин пойти. Есть торговые центры, аптеки. Но это всё выглядит не очень, все постройки возведены без какого-то плана, это похоже на какое-то дерево, которое обросло не очень симпатичными грибами.

Фотография из проекта Аллы Мировской "Москва. Коньково. Перезагрузка."
Фотография из проекта Аллы Мировской "Москва. Коньково. Перезагрузка."

Я поняла, что мне это не нравится и надо что-то с этим сделать.

Либо надо изменить своё к этому отношение, потому что, чёрт возьми, я там живу и смотреть на это всё и ворчать даже про себя как-то неприятно, либо просто уехать, поменять район или даже страну.

Но я начала с первого, потому что поменять своё отношение проще. Это совпало с обучением на художника.

Хотите узнать, что было дальше? Слушайте подкаст "Где я?".

Выпуски можно слушать также тут:

Apple Podcasts

Soundcloud

Дополнительные материалы и анонсы можно найти здесь:

https://www.instagram.com/zdes_toje_ya/

Приятного прослушивания!