К 10 марта 2020 года число заразившихся новым коронавирусом превысило 113 000 человек, умерли уже более 4000. От вируса страдают не только люди, но и авиаотрасль, которая несет огромные убытки. Рассказываем, что происходит с авиаперевозчиками на фоне эпидемии.
Масштабный кризис
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщает, что мировой пассажиропоток в январе 2020 года вырос на 2,4 % по сравнению с январем 2019. Это самый низкий показатель ежемесячного увеличения с апреля 2010 года. Похоже, что год станет худшим для авиакомпаний за последнее десятилетие – перевозчики терпят многомиллиардные убытки. Компании вынуждены совершать пустые рейсы, чтобы не потерять слоты на посадку, стоянку и взлет в европейских аэропортах. Этого требует действующее в ЕС правило «используй или потеряешь».
Первой жертвой коронавируса стала региональная британская компания Flybe, давно висевшая на волоске от банкротства. Убытки оказались последней каплей – перевозчик прекратил свое существование. Другие пока держатся, однако тучи сгущаются с каждым днем. Еще две недели назад IATA оценивала сокращение оборота авиакомпаний в 30 млрд долларов. К 5 марта цифра выросла в два раза – до 63 млрд.
Если распространение вируса сдержать не удастся, потери превысят первоначальную оценку вчетверо и достигнут 113 млрд долларов.
«Ситуация чрезвычайная, – сказал глава IATA Александр де Жуньяк. – События развиваются по сценарию, почти не имеющему прецедентов. За какие-то два месяца перспективы отрасли во всем мире резко ухудшились».
Возврат билетов
Перевозчики сокращают полеты, перекраивают маршрутные сети и теперь готовы возвращать деньги даже за невозвратные билеты. Как правило, такие авиабилеты продаются по минимальному тарифу, поэтому вернуть их стоимость в большинстве случаев невозможно.
Тем не менее, в России сразу несколько авиакомпаний заявили о готовности пойти навстречу пассажирам. «Уральские авиалинии» сообщили, что согласны вернуть деньги за билеты или бесплатно поменять владельцам направление или дату. Это относится к билетам, купленным в период с 8 марта по 15 апреля 2020 года. В случае возврата будет взиматься только сервисный сбор – 1000 рублей за один авиабилет.
С подобным предложением также выступила компания S7 Airlines. Она вернет деньги за билеты, купленные в период с 5 марта по 10 апреля, вне зависимости от тарифа. Также вернуть потраченные средства смогут и пассажиры лоукостера «Победа» – услуга стоит 499 рублей.
«Мы слышим наших клиентов: сейчас они опасаются планировать отпуска из-за непрогнозируемой ситуации по распространению коронавируса в мире», – заявили в «Победе».
Российские авиакомпании – не единственные, кто готов вернуть деньги за билеты. С такой инициативой выступили KLM, Air France, airBaltic, Air Malta, Lufthansa Group и многие другие. Они предлагают пассажирам вернуть средства, перенести вылет на другое время или поменять направление.
Расскажите, как на ваши планы повлияла ситуация с коронавирусом?
Ozon.Travel собрал на своем сайте все предложения от авиакомпаний об изменении дат перелетов и возврате денег при отказе от билетов. Если ваш перевозчик есть в списке и вам нужна такая услуга – отправляйте заявку на вынужденный возврат или обмен через личный кабинет на Ozon.Travel.