Найти тему
Лицей

Недостижимый Макаренко

В перестройку книги Макаренко забросили на верхнюю полку, даже книжка такая вышла — «Не подняться тебе, старик!».

13 марта – 132 года со дня рождения великого педагога. В 1988 году ЮНЕСКО назвала четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Впервые, будучи девятиклассницей, услышала имена Шацкого, Макаренко, Иванова. Я стала  участником макаренковских коллективов и начала  участвовать в студенческих диспутах и конференциях, наконец, начала читать педагогические произведения, в том числе  книги Антона Семеновича.

Потом был Форпост, свой макаренковский коллектив, встреча с организатором Фрунзенской коммуны и Коммуны имени А.С. Макаренко И.П. Ивановым, редкое, но очень важное участие в работе его лаборатории. Встреча с человеком, который  с поразительной точностью  понял педагога Макаренко и реализовал его идеи  уже в своей системе коллективного творческого воспитания.

Потом пришла перестройка,  книги Макаренко забросили в школах на верхнюю полку,  даже книжка такая вышла: «Не подняться тебе, старик!». Началось  приписывание педагогу униформы, обезличивания в коллективе и прочих гадостей.

Как умел Макаренко не подавлять личность, а развивать  каждого в коллективе и через коллектив, выращивать индивидуальность, заложенную  в каждом, можно понять, если читать надстрочье, думать над тем,  что им недосказано, что подразумевается.

Великий талант за два-три года воспитать Человека с большой буквы. Я видела этих людей, его воспитанников, разговаривала с ними не раз, слушала их и понимала, что все они яркие личности, каждый из них светит на своей высоте.

Придя к мудрому возрасту, стала острее чувствовать, как  непросто было ему создавать  коллективы колонистов и коммунаров. Путь его не был усыпан розами.

Важно  понимать, какой макаренковский  прием можно использовать на той или иной стадии развития коллектива. Например, нельзя вызывать на середину провинившегося и предоставлять  возможность сказать ребятам всё, что они думают о его поступке в начале формирования коллектива. Это приведет к подавлению личности и пагубным образом скажется на формировании коллективистских отношений.

Чем для меня интересен Макаренко? Неповторимостью решения   ситуаций. С.А. Калабалин, воспитанник и продолжатель дела Макаренко,   вспоминал: «Макаренко считал, что если в природе можно насчитать миллион неожиданных ситуаций, то и мер воздействия, решения их должно быть два миллиона. И у него было два миллиона мер воздействия. За 19 лет жизни рядом с ним я не знаю случая, чтобы он повторился».

Интересен  Макаренко тем, что  всё делил с воспитанниками. Когда все 30 воспитанников заболели тифозным сгустком (сыпной, брюшной, возвратный тиф),  Антон Семёнович подходил к каждому: кого ободрит словом, кому улыбнётся, на ком поправит одеяло, а к отдельным, застывшим в тифозном беспамятстве, ложился, чтобы своим телом отогреть. Антон Семёнович был уверен, что ни один колонист не умрёт. А все были уверены, что выздоровели только потому, что так очень хотел Антон Семёнович.

Таким он был, таким он оставался всю свою жизнь.  Он был «человечищем, и как раз из таких, в каких Русь нуждается», — так говорил Максим Горький о нем.

Мне вспомнились важные его слова, смысл которых примерно в следующем. Если ты не можешь воспитать сотни, воспитай хотя бы пятерых, пятеро  настоящих людей — это тоже много.

А еще его система перспективных линий — ближней, средней и дальней перспективы. Он ведь научил меня не бояться смотреть вперед, не жить желаниями одного дня.

А его любовь к игре? Его знаменитая спортивная игра «Горлет», благодаря которой  у ребят развивались математические способности, была в одно время любимой игрой ребят нашей 45-й школы!

Просто кладезь интересного заключалось в опыте одного человека!

Почему-то сейчас вспомнился дорожный разговор с  моей бывшей учительницей Людмилой Федоровной  Саволайнен. Она как-то задумчиво произнесла: «Света, ты осталась на 95 процентов ребенком и только на 5 процентов взрослым человеком. Если бы наши  педагоги сумели сохранить в себе  эти 95 процентов, школа была бы совсем другой».

Тогда я смутилась и не знала, что ей ответить. А сейчас знаю и обязательно при встрече ей скажу, что сохранить в себе эти 95 процентов  ребенка мне помог все еще непознанный, все еще не открытый, все  еще недостижимый Антон Семенович Макаренко.

Автор: Светлана Артемьева, педагог

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал "Лицей"!

https://gazeta-licey.ru/blogs/svetlanaartemieva/5205-chelovechishhe-makarenko