Найти тему
ТЕО Групп

Сегментирование аудитории: как, зачем, почему

Оглавление

Что должен обязательно знать хороший предприниматель? Конечно же все особенности своей целевой аудитории! Но зачастую просто знать своего потенциального клиента недостаточно. Так как это слишком большая группа людей и важно поделить ее на более маленькие группы.

Зачем? Работать с ними намного проще и предложить что-то выгодное намного легче. Что такое сегментация? Как ясно из вышесказанного, это разделение обширной аудитории на маленькие группы.

Для чего это вообще нужно

В первую очередь это упростит работу с ца и позволит повысить количество продаж.

Например, Вы продаете товары для детей. У Вас есть одежда для мальчиков и девочек. Их родители — это большая целевая аудитория.

Если разбить ее на 2 группы, получится одна категория, у которой есть сыновья (с), вторая — у которой есть дочери (д), третья — у которой есть дети обоих полов (с, д).

Нужно сузить аудиторию еще больше? Разбиваем по возрасту. Получается: с/д/с, д — от 0 до 3х лет, с/д/с, д — от 3х до 6 лет, с/д/с, д — от 6 до 10 лет, с/д/с, д — от 10 до 13 лет, с/д/с, д — от 13 до 16 лет.

Таким образом для каждого клиента мы можем предложить что-то более конкретное. Например, зачем родителям девочки 7 лет демонстрировать все товары для детей, куда входит, например, одежда для мальчика-подростка?

Сегментирование используется при:

  • формировании УТП и рассылок (на имейл, в мессенджеры);
  • проведении анкетирований и опросов;
  • выявлении новых возможностей продукта;
  • продвижении в социальных сетях, запуске рекламы.

Для работы с аудиторией используются разные инструменты.

Проблемы сегментирования

  • Чем обширней Ваша аудитория, чем больше продуктов Вы предлагаете, чем сложней работать с ца.
  • Параметров, которые могут учитываться, множество. Это не только пол, интересы, семейное положение и геолокация, но и другие.
  • Ца статична. Женатый мог развестись, в семье с 1 ребенком мог появиться 2, а кошатник мог завести лошадь.
  • Не всегда механизм разделения работает абсолютно корректно.

3 главных сегмента аудиторий

1. Поведенческие факторы

Базируются на действиях, которые Вы ранее совершали. Например, Deezer рекомендует музыку, на основе тех треков, которые ранее я слушала; Kinopoisk предлагает смотреть фильмы, основываясь на моих предпочтениях.

Достоинства такой сегментации:

  • с помощью различных сервисов (от Google Analytics до Quantcast) можно получить доступ к колоссальному количеству информации;
  • учитываются Ваши привычки и модели поведения.

Недостатки:

  • рекомендации могут не совпадать с интересами клиента;
  • причины покупки, просмотра и т.д. могут быть разными (например, вы смотрели какой-то фильм, потому что Вам нравится этот жанр, а с моего аккаунта его смотрели только потому что была оплачена подписка).
-2

2. Демографические параметры

Это сегментация пользователей по физическим и социально-экономическим факторам.

Например:

  • возраст;
  • геолокация;
  • пол;
  • этническая принадлежность;
  • наличие образования;
  • размер зарплаты.

Достоинства:

  • получить информацию просто;
  • сортировка удобная — если условия верны, человека относят к сегменту.

Недостатки:

  • слишком много параметров, по которым можно проводить сегментирование. Например, 2 женщины в возрасте 30 лет живут в соседних квартирах и воспитывают дочерей. Только 1 никогда не была замужем, а у второй 3 брак, у первой высшее образование, а у второй — среднее специальное. Первую интересует музыка, а вторую кулинария. Как видите, у них не только много общего, но и немало различий;
  • демографические данные могут часто меняться.

3. Психологические паттерны

В данном случае люди делятся на основе убеждений, личных качеств, эмоций, намерений, интересов. Узнать больше о ца в таком случае можно только взаимодействуя с клиентами.

Достоинства:

  • можно определить, чем руководствуются клиенты;
  • такие паттерны менее подвержены изменениям;
  • можно будет формировать более полные предложения.

Недостатки:

  • невозможна корректная сегментация без анкетирования, интервью;
  • использовать их на практике сложно.
-3

Комбинируем разные стратегии

Использовать отдельные характеристики по отдельности — плохая стратегия, так как это недостаточное сужение аудитории. Например: Вы продаете женскую одежду для возрастной категории 60+ в одном городе. Выбрать только геолокацию — плохое решение.

Важный момент, полученные группы должны:

  • различаться друг от друга;
  • быть долговечными (актуальность на протяжении длительного времени — весомое преимущество).

Как корректно сегментировать аудиторию

Все зависит от того, для чего Вы это делаете. Универсального чек-листа нет и выбрать идеальную проверенную стратегию невозможно. Однако, если Вы понимаете, что анализируете, реально не допустить большинство ошибок.

Откуда начинать

В первую очередь оцениваем самые главные и простые показатели:

  • край, область, город;
  • пол;
  • возраст.

Теперь посмотрите, кто из этих людей сделал заказ несколько раз. Экспериментируйте с разными условиями. Определитесь, для чего Вы сегментируете ца, какую задачу хотите решить. Для начала можно выбрать категорию, которая кажется Вам наиболее платежеспособной, заинтересованной в Вашем продукте и начать работать с ней.

Антон Давыденко

Интернет-маркетолог

Если Вы хотите разделить свою ца на более мелкие категории, изначально определите, для чего это нужно и какие показатели для Вас важны. Возможно Вам совершенно не важно, какого пола Ваши покупатели, а важен возраст. Обязательно комбинируйте поведенческие, демографические и психологические стратегии. Если Вы используете долгое время одну стратегию и заметили, что она перестала приносить желаемые результаты, нужно что-то поменять в ней. Не бойтесь экспериментировать и оценивать свою клиентскую базу. Это позволит предлагать людям именно то, что им нужно, и повышать продажи.