Найти в Дзене
OperaHD. Новости

Королева-прическа. Все, что мы знаем про балетный пучок

Короткая история самой знаменитой балетной прически

Пучок уже на протяжении нескольких столетий считается самой подходящей прической для балерины, а его историю невозможно отделить от истории женского театрального костюма, да и всей женской моды в целом. Он возник как насущная необходимость, можно даже сказать - дело техники, в прямом смысле слова, и эволюционировал вместе с танцем и превратился в символ. Давайте рассмотрим историю самой балетной прически подробнее.

Мадемуазель де Сюблини, танцовщица Оперы. Гравюра, 1700 © BnF
Мадемуазель де Сюблини, танцовщица Оперы. Гравюра, 1700 © BnF

Несмотря на то, что Королевская Академия Танца была основана в 1661 году, впервые она представила танцовщиц на сцене лишь в 1681 году. Эти балерины, представительницы эпохи "belle danse"/ прекрасного танца, от головы до пят были одеты в костюмы очень похожие на туалеты Двора. Их прически были похожи на те, что носили тогда в Версале: тяжелые напудренные парики, часто украшенные гребнями с перьями, как можно увидеть на гравюре, изображающей Мари-Терез де Сюблини в 1700 году или на эскизах причесок парикмахера Жана Берэна, созданных между 1704 и 1726 годами. Пышные прически были довольно быстро урезаны в начале XVII века.

Манера танца менялась, становясь более техничной, и выдвигая все больше требования к скорости, виртуозности и большей свободе движения, хотя по-прежнему оставалась во многом в рамках пантомимы («ballet d’action»). Мари Салле и Мари-Анн де Камарго - наиболее великие представительницы той эпохи - выступали на сцене уже с непокрытой головой. Эта эпоха стала временем появления балетной туники и более легких причесок, более подходящих к танцам.

Мадемуазель де Камарго, Гравюра Николя Ланкре, 1770, © BnF
Мадемуазель де Камарго, Гравюра Николя Ланкре, 1770, © BnF

Время шло, и парики исчезли совсем, а в начале XIX века пришла мода на гладкие прически, не только на сцене, но и в жизни. И танцовщицы внесли свой вклад в их популяризацию, как например, это делала знаменитая Фанни Эльслер. То что было вначале попыткой решения технической задачи, чтобы волосы меньше мешали во время танца, постепенно становится и предметом эстетических исследований. В своих записках по поводу танца, Теофиль Готье, большой любитель и хроникер опер и балетов, прежде всего упоминает тела танцовщиц, их ноги, грацию их рук; упоминание и оценка причесок встречаются только с этой точки зрения: "Мадемуазель Эльслер должна делать себе более низкую прическу; волосы, собранные чуть ниже разрушили бы слишком прямую линию от плеч к затылку", писал Теофиль Готье в 1837 году в Le Figaro [1]. Ему также нравились танцовщицы с темными волосами и контраст, который при этом подчеркивается, между гладкими волосами и бледной светлой кожей; продолжая оценивать Фанни Эльслер, Тэофиль Готье замечал: "волосы блестящие как вороное крыло, обрамляют маску из бледного мрамора" [2].

Фанни Эльслер, Литография Анри Греведона, 1835 © BnF
Фанни Эльслер, Литография Анри Греведона, 1835 © BnF

Так пучок постепенно становился атрибутом балерины и начинает принимать участие в формировании ее фигуры. В 1830 годы этот образ окончательно формируется благодаря появлению персонажа Сильфиды в исполнении Марии Тальони. Пачка из белой органзы, сатиновые бледно-розовые туфли, низкий пучок, иногда украшенный цветочным венком вокруг, стал, если так можно сказать, униформой танцовщицы. Образ балерины, объединяющий все эти элементы, включая пучок, остается неизменным и сегодня.

Карлотта Гризи, Мария Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито в знаменитом Pas de quatre в постановке Жюля Перро. Рисунок Д'Альфреда, литография Т. Макир, 1845 © BnF
Карлотта Гризи, Мария Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито в знаменитом Pas de quatre в постановке Жюля Перро. Рисунок Д'Альфреда, литография Т. Макир, 1845 © BnF

Романтические балеты XIX века своими "белыми актами" также внесли вклад в увековечивание этого образа танцовщицы. А благодаря новым правилам, введенным в 1880 году, Балет Оперы обязан был соблюдать "аутфит", ставший в последствии униформой балерин, Не стали исключением и прически. В те времена танцовщицы начали вплетать в волосы ленты, и это стало обязательным для таких балетов как Жизель, Лебединое озеро или Сильфида, и по сей день эта традиция соблюдается. Однако эта модель, сейчас принятая повсюду, не была сразу же и единодушно принята с первых шагов ее становления. Испанские танцовщицы и "баядерки" имели не меньше успеха выступая со свободно распущенными длинными волосами, подчеркивавшими их чувственность, которая так контрастировала с холодной и элегантной манерой французских балерин. В своем репортаже Теофиль Готье нам снова сообщает об этих предпочтениях конца XIX века, вот, что мы узнаем об этом, читая его восторженный отзыв о Мадмуазель Приоре, испанской танцовщице: "Ее благородная и правильная голова вырезана словно античная камея. Копна черных волос (...) придает ее красоте оттенок дикарства, так отличающий ее от скучной грации других танцовщиц." [3]

И все же это ориенталистское направление в прическах не смотря ни на что, было побеждено прической-королевой, которой и стал балетный пучок. Посмотрите на все эти невероятные аксессуары (как прическа с перьями Фанни Эльслер в Кошке, превратившейся в женщину Жана Коралли), или моду на тюрбаны (как, например, в Источнике Артура Сен-Леона, или в Баядерке Мариуса Петипа), или балеты, в которых большое внимание уделяется фольклору (Коппелия), все эти навороты скрывают в своей основе обыкновенный пучок.

Прочно закрепившись в арсенале доспехов балерин, пучок постоянно менялся с течением времени, принимая различные формы, следуя прежде всего ритму женской моды - вспомним маленький закрученный пучок, завязанный довольно высоко на макушке - он представлен в бесконечной количестве возможностей и никогда не исчезал.

И современные хореографы по-прежнему не забывают эту вневременную прическу. И если балерине приходится распускать волосы на сцене - это чаще всего делается для того, чтобы подчеркнуть напряженность ситуации, как это, например, сделано в Весне Священной, или чтобы подчеркнуть отчаяние, безысходное одиночество, которое испытывает, например главная героиня предавая себя смерти в финале Ромео и Джульетты.

Доротея Жильбер в балете "Ромео и Джульетта" в постановке Рудольфа Нуреева, 2011 © Julien Benhamou / OnP
Доротея Жильбер в балете "Ромео и Джульетта" в постановке Рудольфа Нуреева, 2011 © Julien Benhamou / OnP

Итак, неизменный с середины XIX века, эпохи, в которую сложился портрет балерины, пучок прочно утвердился на своем месте не только во время исполнения балетных спектаклей, но также и в повседневных практиках танцовщиц начиная с юного возраста, когда они еще являются ученицами балетных школ.

Ученицы Балетной Школы  во время Дефиле Балета Парижской Оперы  © Agathe Poupeney / OnP
Ученицы Балетной Школы во время Дефиле Балета Парижской Оперы © Agathe Poupeney / OnP

Уверены, что до окончания кинотеатрального сезона OperaHD, после окончания карантинных ограничений,при в скором времени (надеемся), мы успеем посмотреть все спектакли на больших экранах, включая интереснейшие примеры классической и современной хореографии в исполнении Балета Парижской оперы и Королевского балета театра Royal Opera House. В репертуаре этого года и Жизель (OnP), и Лебедединое озеро, и Спящая Красавица (ROH) и многие др. Подробнее о балетах на нашем сайте operahd.ru/ru/ballet
А когда будете смотреть - помимо ног и и красивых па не забывайте обращать внимание и на прически.

Берегите себя, оставайтесь дома.

Автор: Анн де Берр
Источник:
https://www.operadeparis.fr/magazine/le-chignon

[1] Le Figaro, 19 octobre 1837
[2] La Presse, 26 septembre 1853
[3] La Presse, 1er décembre 1851