Найти тему
Ghost Scepter

Артхаус 18+ : Гений Стенли Кубрик

Добрый день! Вы на канале о нестандартом кинематографе.

Сегодня речь пойдет об авторском кино Стенли Кубрика.

Уверен вы уже слышали о нем или его творениях. А если нет, то советую ознакомиться с данной статьей:

Откровенный артхаус Кубрика

Стенли Кубрик.
Стенли Кубрик.

Для тех кто только узнал о нашем канале, советую посмотреть предыдущие статьи : Ghost Scepter/.

Гений Стенли Кубрик

1. Сияние

Фильм для лиц страше 16 лет.

Фильм 'Сияние' вышел в 1980 году, а я его посмотрел только в 2019. С первых кадров фильм к себе расположил. Хорошая операторская работа, замечательная актёрская игра, сюжет неторопливо набирает обороты, красивый отель и окружающая его среда. Так и хочется оказаться там, но без всякой мистики. Главным героем фильма является сам отель, а именно антигероем. Всё остальное от актёров до мест показанных в фильме являются хорошими декорациями, за которыми интересно наблюдать. Отель представляет из себя место, где творится безумие руками тех, кто когда-либо совершал насилие в отношении семьи. Такие люди в данном месте быстро выворачивали свои маньячные наклонности наружу. Фильм хорошо показывает творящееся безумие в голове у персонажа Джека Николсона и тонкую грань между нормальностью и одержимостью в виде пересечения порога злополучного отеля.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

По моему мнению Джеку Николсону даже напрягаться не пришлось для этой роли. Ведь на его лице изначально высечено это безумие. А вот актрисе Шелли Дювалл пришлось не сладко. Чтобы добиться идеальной игры от актрисы, Стэнли Кубрик принял крайние и жестокие меры в виде: специального недовольства от её игры, заговора съёмочной группы против неё и просто выматыванием от количества необходимых дублей, что могло привести к обмороку. Согласитесь, что от такого подхода можно сойти с ума или сорваться, послать всё к чертям. Но оно того стоило, как позже призналась сама актриса.

2. Заводной апельсин

Фильм для лиц страше 18 лет.

Фильм «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, снятый по мотивам романа Энтони Берджесса, является одним из самых значимых в фильмографии режиссера. Новаторство его заключается в том, что Кубрик смог эстетизировать насилие на аудиовизуальном уровне. Применяя технику использования классической музыки в сценах ультранасилия, режиссер создает что-то по-настоящему великое. Музыка будто 'дирижирует' фильмом, отлично дополняя каждый кадр, на который нужно обратить внимание зрителя. Невозможно не отметить и типичную Кубриковскую визуализацию, которая чарует с первого же кадра. Видно, что режиссер 'обрабатывает' каждый кадр. Визуал Кубрика уникален, поэтому его не перепутаешь ни с кем другим.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Неоднозначность фильма заставляет зрителя полагаться исключительно на собственные представления о прекрасном и ужасном. Это искусство или аморальная история с насильническим подтекстом? Никто так и не может прийти к какому-то определенному варианту. Для каждого зрителя фильм раскрывается с разных сторон, поэтому нельзя сделать однозначного вывода. Известно лишь одно: хоть 'Заводной апельсин' не был принят в свое время многими критиками, хоть все говорили, что он аморален и пропагандирует жестокость, тем не менее он является самым кассовым во всей фильмографии режиссера.

3. Барри Линдон

Фильм для лиц старше 16 лет.

Медленный и спокойный темп фильма придает ощущение, что ты проходишь по галерее картин. Многие эпизоды статичны, и помимо главных героев в кадре бывает много других людей, которые исполняют роль стаффажей, а камера часто отъезжает назад. Таким образом уменьшая персонажей и открывая новые элементы кадра, придавая ощущение статичной живописи, и уменьшая их отдельную значимость в этом устройстве мира. В первой части фильма этого еще не так много, но во второй части фильм и вовсе застывает в меланхоличной повседневности той эпохи, но как и смотря на живопись ты не устаешь от статичности этих кадров. Каждый кадр сбалансирован по композиции, цветам и теням, своей красотой они только задерживают зрительский взгляд. Не спешные прогулки, телесные наказания пасынка, измены, интриги, карты. И так пока не замкнется круг. Вся меланхоличность показывает предрешенность судеб героев, а также круговорот этих событий, начиная и заканчивая дуэлью с 'Сарабандой' Генделя. Сын повторяет судьбу отца.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Стоить отметить, что даже война не нарушает плавный ритм камеры и повествования, а во время битв музыка сопровождает всегда бравая и веселая. Хотя во многих других многих фильмах, других режиссеров мы наблюдает обратное, и война всегда является ужасом и нарушением привычной жизни. Но тут Кубрик отсутствием ускоренного монтажа и какой-либо другой динамичной реакции камеры на битву показывает, что тут война эта такая же часть привычной жизни. И только в нескольких случаях камера переходит в динамику ручной съемки, в случае драк и попыткой самоубийства леди Линдон, вот они являются редким и странным явлением для той эпохи (конечно, в рамках содержания фильма), но жизнь после этих случаев быстро возвращается в свое русло, а вслед за этим и камера.

Спасибо за просмотр!