Найти в Дзене
VOICE IN MY HEAD

Могут ли Талибы контролировать проблему ИГИЛ в Афганистане?

Ликвидация ИГИЛ является частью мирного соглашения между США и талибами, но это может оказаться сложнее, чем предполагалось.

Вскоре после подписания мирного соглашения между Соединенными Штатами и движением «Талибан», которое должно было привести к переговорам с афганским правительством, боевики группировки «Исламское государство» совершили террористический акт в Кабуле, тем самым напоминая всем, что радикальное движение иностранных джихадистов все еще живо в Афганистане. Как группировка, такая как «Талибан», будет вести борьбу с террористической организацией, финансируемой извне?

В теории талибы должны иметь преимущество перед ИГИЛ. Без американцев, охотившихся с небес, талибам будет легче перемещать свои войска по всем подконтрольным им территориям. Но у талибов есть и определенные проблемы, которые сильно усложнят проведение операций по борьбе с террористами.

И главная из проблем - это деньги. Несмотря на недавние неудачи, ИГИЛ все еще хорошо финансируется, а также способно доставить деньги в такие районы, как сельский Афганистан. А учитывая, что война была источником дохода для многих молодых сельских афганских мужчин, то после прекращения войны против центрального правительства и его американских партнеров безработица станет еще более серьезной проблемой на территории подконтрольной талибам. В то время как у ИГИЛ есть и деньги, и работа.

В то же время Талибы быстро узнают горькую правду о «мятеже»: бунтовать намного легче, чем управлять. Даже в тех областях, которые они контролировали годами, талибы выступали в роли теневого, подпольного правительства, сражающегося против Кабула. И это могло быть оправданием творящемуся беспорядку в стране и в той местности. Мол, это не мы, а правительство сделало так, что вы живете в нищете. А теперь у талибов не будет такого удобного оправдания. Они не смогут обеспечить более качественные товары и услуги для сельского населения, чем центральное правительство. И этим обязательно воспользуется ИГИЛ в ходе своей пропаганды.

Если ИГИЛ преуспеет в наборе бывших бойцов Талибана в больших количествах, это приведет к совершенно иной войне. Афганцы любят драться, и им не особо важно против кого.

С другой стороны, это не означает, что ИГИЛ имеет явные преимущества. Подход «сердца и разума» к управлению не является одной из их сильных сторон. Когда они захватывают ту или иную территорию, то управляют они террором и запугиванием. Даже если многие бойцы ИГИЛ набираются на местах, старшее руководство остается иностранным, а это будет иметь тенденцию отталкивать заведомо замкнутых афганцев.

Также нельзя игнорировать тот факт, что наркотики являются потенциальной проблемой для ИГИЛ. Талибы успешно выращивают мак для торговли и вынуждены были принять его в качестве основного источника финансирования после американского вмешательства. В свою очередь ИГИЛ официально остается твердым противником наркотических веществ. При этом маки остаются главным источником дохода среди афганских земледельцев, как раз в тех районах, в которых ИГИЛ как раз будет бороться за контроль.

Сложившаяся ситуация действительно интересна как для мирового сообщества, так и в рамках борьбы с мировым терроризмом. Более того, после подписания соглашения с США талибы уже не смогут обратиться к ним за помощью в борьбе с ИГИЛ. И единственная страна, к которой они могут обратиться за помощью в данном случае остается Россия.