Обнуление президентского срока для нынешнего президента – это наиболее сенсационная поправка, и многие критики, оппоненты власти говорят, что это означает, что Путин будет с нами до 2036 года.
Почему именно в последний день, в последний час, на подножке уходящего поезда была предложена эта поправка, не совсем понятно. Создается впечатление, что так или иначе многие вот эти вот поправки и архитекторы этой реформы думали, каким образом предоставить действующему президенту возможность остаться во власти. На самом деле это соответствует, отвечает настроениям очень многих российских граждан и большой части российской элиты.
Путин не говорил, что он наверняка будет участвовать в выборах 2024 года, и уж тем более, будет сидеть до 2036 года. Наоборот, Путин сказал, что власть должна быть сменяемой, а несменяемость власти – это опасно для любой страны...
Он сказал, что власть в России не должна быть персонифицированной, он надеется, что когда-нибудь в будущем так оно и произойдет. На самом деле, при всех режимах власть, от феодализма до капитализма и коммунизма, у нас всегда была персонифицирована. Может быть, это отвечает глубинным чаяниям русского народа. По моему мнению, согласие действующего президента на эту поправку продиктовано не столько тем, что он хочет в 2024 году продлить свое пребывание на этом посту, сколько другим: он хочет оставить себе пространство для маневра. Знаете, чем хороший политик отличается от плохого политика, от недальновидного политика? Хороший политик всегда стремится к тому, чтобы оставить себе максимальное поле для маневров, а плохой политик ведет себя так, что сужает себе это поле, таких политиков более чем достаточно.
Путин на самом деле ведет себя как большой военный стратег, и сейчас он просто расширил поле для маневра.
Я понимаю людей, которым не нравится такое бесконечное продление власти. Мы по опыту нашей страны знаем, что очень многие наши правители, которые начинали хорошо, заканчивали плохо.
У человека, который находится очень долго у власти, просто происходит аберрация политического зрения. Пример того же самого Брежнева одряхлевшего, которого ближайшее окружение просто не отпускало с этого поста. Между прочим, мы часто, перечисляя лучших правителей нашей страны, вспоминаем Екатерину II, она же Великая. Она ведь состояла в переписке с ведущими мыслителями той эпохи, с Вальтером и с Дидро. Мне на глаза попались наставления Дидро писал Екатерине: «Всякое правление, основанное на произволе, дурно; я не делаю здесь исключение и для правителя хорошего, твердого, справедливого и просвещенного, ибо такой правитель внушит привычку уважать и преданно служить любому правителю, каков бы он ни был. Он отнимет у народа право обсуждать, выражать свои желания или отвергать; право возражать, возражать даже тому, что благо... Он - добрый пастырь, который низводит своих подданных на положение скота, заставляя их забыть о чувстве свободы, которое трудно вернуть, раз оно утеряно; он обеспечивает подданным счастье на десять лет, но за это счастье потомки будут расплачиваться двадцатью веками бедствий».
На самом деле то, что кажется хорошо сегодня, потом по злой иронии истории может оказаться дурным. Я думаю, что такой, вне всякого сомнения, начитанный и умный политик, как президент России, должен понимать.
В нынешних условиях турбулентности нужен опытный пилот, нельзя передавать штурвал незнамо кому. Но самый главный вопрос здесь другой: а кто довел до этой турбулентности? На этот вопрос ответа нет: то ли враги, которые обложили Россию со всех сторон, еще вопрос, враги ли они, историей это не доказано, либо собственное какое-то некомпетентное руководство. Это то же самое, что поручать лечить больного той же медицинской бригаде, которая и вызвала медицинский кризис.
Володин многое сделал для того, чтобы увеличить авторитет Думы, увеличить дисциплину самих депутатов. Но вчера, конечно, многих депутатов разыграли втемную, мне там жалко искренне Карелина. Почему, кстати, Карелин, а не Валуев? Почему спортсмены и космонавты, а никто другой? В общем, опять Дума была низведена до этого состояния, от которого она хочет уйти, и сможет ли она при таких политических традициях приобрести реальный политический вес, как в задуманной поправке к Конституции – это еще вопрос…
Ни в одной западной стране, конечно, невозможно вообразить, чтобы политик так долго находился у власти, как сейчас президент России.
Дело в том, что западные модели управления могут быть идеальными для самого Запада, и не факт, что они подходят для всех других стран на свете. Собственно, многие кризисы во многих регионах произошли благодаря тому, что Запад пытался спроецировать свои политические модели на эти страны. Кстати говоря, и в России в 1990-х гг. мы тоже этим занимались и пришли к развалу великой страны и ее обнищанию, слава богу, что этот процесс остановился.
Вне всякого сомнения, эти модели хороши для Запада, а вот такая частая сменяемость власти, как в Америке, раз в 4 года, во Франции меняются президенты то 5 лет, то 7 лет, может быть, это хорошо, может быть, нет.
Но сегодняшнее состояние российского общества оставляет желать лучшего. У нас не развиты институты гражданского управления, у нас в зачаточном состоянии находится мелкий и средний бизнес, где экономикой заправляют государственные монополии, а многие выборные институты находятся в состоянии, требующем большого реформирования.
За последние 20 лет стало ли наше общество более зрелым? Пока с сомнением приходится относится к многим нашим выборным механизмам, которые пребывают в дремлющем состоянии. Путин не может этого не видеть. Каждый раз, когда у нас делается прививка западных выборных технологий, это приводит к полнейшему краху. На последних выборах, когда выбирали президента, а кто баллотировался в президенты? Собчак? Ну, это насмешка над выборами. Само наше общество не способно предложить кандидата, который бы сейчас мог соперничать с Путиным. Путин этого не может не видеть. Это не столько его произвол, о котором писал Дидро, это следствие незрелости нашего гражданского общества, которое находится в дистрофичном состоянии. Давайте мы будем больше делать для своей страны, тогда, видимо, и выборная система у нас изменится.