Найти тему
Gain of Tone

Порядок педалей по фэн-шую

Оглавление

Сегодня разберемся с самым актуальным и никогда не умолкающим вопросом среди новичков бордостроителей. Правильный порядок в цепи эффектов.

Главное правило - в  топку правила!!! Все, кроме одного...
Главное правило - в топку правила!!! Все, кроме одного...

Главное правило - в топку правила!!! Все, кроме одного...

Незыблеммое правило - в начале всегда гитара! Это всё. Дальше - полёт вашей неуправляемой фантазии. Это может стать свободным падением, а может - изящным захватывающим планированием над чудесным ландшафтом звука. Всё буквально в ваших руках. Но, несмотря на отсутствие строгих правил, в этом деле всё же стоит оглядываться на опыт поколений и прислушиваться к авторитетам, чтобы тупо не наступить на чужие грабли. Ниже я приведу порядок, следуя которому вы точно не испортите ваше уникальное звучание.

Сразу после гитары. Утилиты

Это еще не обработка сигнала, за некоторым исключением, но уже самая настоящая цепь. Здесь собрались педали-утилиты с определенными функциями, такими как выравнивание сигнала - Буфер, управление его уровнем - педаль Громкости, настройка гитары - Тюнер. Из сугубо утилитарных персонажей выпадает разве что Вау и Октавер, которые просто очень любят свежий сигнал от первоисточника. Итак, сразу после гитары: Buffer, Tuner, Volume, Wah, Octaver...

Создаём тон

Теперь первым делом надо создать свой уникальный тон. Что это значит? Это значит из сухого сигнала сделать сочную конфетку, и конфетка эта должна отвечать в первую очередь вашим вкусам. Чтобы пояснить мысль - немного патологической анатомии... Берем исходный сигнал со звукоснимателей и расчленяем его на частоты. Какие-то из них вырезаем, какие-то ослабляем, некоторые оставляем, и самые вкусные усиливаем. На выходе получаем то самое звучание, это и есть ваш ТОН. Фундамент всех дальнейших издевательств над звуком. Здесь выбор конкретной педали за вами, это может быть Компрессор (видов и типов которых предостаточно для самого требовательного клиента), это может быть Бустер (читай предыдущие скобки), может быть Овердрайв , Дисторшен, Фуз и самые самые разнообразные их сочетания и настройки. Это может быть один Бустер, а может быть весь набор перечисленных в нескольких вариантах, закоммутированных в несколько петель, как угодно, всё зависит от звуко-целей и аудио-задач. И чтобы не забыть - создание тона: Compressor, Booster, Overdrive, Distortion, Fuzz...

Модуляция

После того как тон получен и отвечает всем вашим хотелкам, его можно и испортить слегка, или не слегка. Шутка юмора с привкусом горькой правды))). В общем, модуляция. Говорить тут особо не о чем. Хорус, Фленджер, Фазер, Вибрато, Ротари - это всё примерно одного поля ягоды, только у каждой свой особый вкус. Эффекты-побратимы, я бы сказал (ой, сказал). Чем они занимаются? Модулируют. В основном частоты. Примешивают к вашему тону (назовём его сухим, или Dry) его же производные (так называемый мокрый сигнал, или Wet). Немного особняком от них, но в этой же группе, находится Тремоло, о котором я ещё скажу, и Эквалайзер. Модуляция: Chorus, Flanger, Phaser, Vibrato, Rotary, Tremolo, EQ...

Пространство

Идём дальше. Самый интересный для меня этап. Почему Пространство? Потому что здесь монстры, которые его создают. Их два. Дилей и Ревер. Дилей повторяет сигнал, как вам вздумается. От лёгкого эха, до четких неумолкающих повторов в обратном направлении. Дилеев куча всяких разных, на любой вкус и цвет. Пионеры плёночные (представь дедушкин магнитофон с бабинами), их приемники - аналоговые (читай - транзисторные) дилейчики, и как венец эволюции - цифровые дилеи с неограниченным временем задержки и суперспособностью притворяться своими предшественниками. Ревербератор (коротко - Ревер) создаёт естественное слуховое ощущение конкретного пространства: от комнаты в малосемейке до Марианской впадины. Пружинный, Пластинчатый, Холл, Шиммер и т.п. Это всё реверы. Здесь важно одно: Дилей перед Ревером. Это ни в коем случае не правило. Совет по-дружбе. И коротко, пространство: Delay > Reverb>...

Усилитель. Итоги

Да, не забудьте соединить всё это хозяйство с усилителем. Поздравляю, вы сделали это. Пока... Стоп. Я обещал сказать что-то о Тремоло. Да. Тремоло само по себе заслуженно относится к модуляции, но исторически так сложилось, что первые представители этого благородного эффекта появились, как и Ревербераторы, внутри гитарных усилителей, и даже поговаривают, в цепи они занимали место после пружин Ревера, то есть на самом краю. Исходя из этого, сегодня в виде педали этот эффект способен безнаказанно гулять туда-сюда. И если в блоке Модуляции Тремоло лучше всего себя ощущает замыкающим, то в Пространстве может стоять где угодно. Зависит от вкуса владельца. Лично я использую его так, как поговаривают...

Подведём схематические итоги.

1. Гитара

2. Утилиты: Buffer, Tuner, Volume, Wah, Octaver...

3. Создаём тон: Compressor, Booster, Overdrive, Distortion, Fuzz...

4. Модуляция: Chorus, Flanger, Phaser, Vibrato, Rotary, Tremolo, EQ...

5. Пространство: Delay, Reverb...

6. Усилитель

На этом всё. Если инфа полезная, обязательно поделись ей с другом. Если не очень - с конкурентом. Если полный шлак - навяжи врагу.

Не запутайтесь в проводах.