Найти в Дзене
M I H A patronen

Загадки истории. Гибель броненосного крейсера «Цукуба».

Японский броненосный крейсер "Цукуба" (япн. 筑波), был заложен 14 января 1905 г. и на Русско-Японскую войну 1905 года не успел, он вошел в строй в 1907 году.

Фото с свободной лицензией.
Фото с свободной лицензией.

Крейсер имел серьезный главный калибр - 4 пушки в 305 мм., экипаж его составлял 820 - 879 человек. Но прослужить крейсеру в японском императорском флоте довелось всего 10 лет. 14 января 1917 года, ровно день в день с датой начала его постройки, на рейде Йокосуки произошел загадочный взрыв.

Место взрыва
Место взрыва

В 15:20 по местному времени, под носовой башней 305 мм орудия грянул взрыв. По всей видимости детонировал запас пороха изготовленного два года назад в 1915 году и хранившийся в артиллерийском погребе под башней. Корпус корабля переломился в месте взрыва, причем нижняя 178-мм броня вошла во внутрь и крейсер в считанные минуты пошел ко дну.

Общий вид места гибели корабля
Общий вид места гибели корабля

Корабль стал могилой для 152-х моряков, что составило 19% экипажа.

Японская следственная комиссия сделала вывод о коротком замыкании в электропроводке. Такой вывод вызвал большие сомнения у мировой морской общественности. Эксперты того времени справедливо полагали, что катастрофа могла быть вызвана само возгоранием просроченного пороха, ведь такие случаи к тому времени уже не раз происходили на флотах других стран.

Схема с указанием места перелома корпуса.
Схема с указанием места перелома корпуса.

И разумеется версия о диверсии была одной из главных. Так русский морской агент, объективно изучив все возможные предположения, однозначно рапортовал именно о диверсии.

Вопрос, кто и каким образом эту предполагаемую диверсию мог осуществить, остается открытым до сих пор. Японское же руководство сочло за благо версию о электропроводке, ведь так не затрагивалась честь мундира военного ведомства и химической промышленности Японии, выпускавшей порох и взрывчатые вещества.