Почему вдруг смотреть добрые и душевные фильмы стало не модно или не престижно? Почему прокатчики или кинотеатры считают, что зритель хочет видеть в кинозалах только комиксы, комедии и ремейки голливудских картин? Такое ощущение, что в российском кинематографе после развала Советского Союза стало неприлично снимать фильмы о дружбе или о материнской любви. © Евгений Бедарев.
Мы просто забыли как это делать. Мы забыли, что значит снимать душевные фильмы, наши фильмы, чтобы протянулась ниточка от одной души к другой, чтобы кулаком в грудь и слёзы гордости за отечество или хотя бы – за отечественное производство. И я не о патриотизме. Я о том, как «широка страна моя родная»; о том, как бесконечно глубока человеческая душа, которую совсем не видно за мишурой спецэффектов и голливудского глянца, к которому мы так стремимся. Мы забыли как выглядим мы, не Голливуд – мы.
В какой-то момент фильмы нашего производства стали ассоциироваться с фильмами очень низкого качества. Может быть, желая возродить былое величие отечественного кинематографа, мы взяли равнение на Голливудские кинокартины, и стали пытаться делать, как делают они? Но мы потерялись где-то там, в спецэффектах, на полпути к славе и мечте.
кадр из новеллы "Время последних романтиков"
Для съёмок в фильме специально были приглашены актёры, за которыми не тянется шлейф других ролей
«Счастье в конверте» – совместный проект общественного объединения «Народное кино» и кинокомпании «Интеграция». Фильм состоит из трёх новелл, никак не связанных друг с другом по сюжету, но объединённых общими темами любви, дружбы, воспоминаниями пережитой войны… Одна из новелл «Время последних романтиков» была представлена в рамках Каннского кинофестиваля, как самостоятельное короткометражное кино и заслуженно завоевала несколько главных наград. Это и побудило продолжить работу, и дополнить фильм «Счастье в конверте» другими новеллами.
Фильм «Счастье в конверте» шёл к зрителю долгих 5 лет и стал режиссёрским дебютом актрисы Светланы Сухановой («Юнкера», «Пока цветёт Папоротник», «Полицейский с Рублевки»). «Нам хотелось сделать непопулярное сейчас, доброе, светлое, может быть местами похожее на советское, кино. Мы заразились идеей сделать кино непохожее ни на что, пойти вопреки.» – говорит Суханова. На этапе только обмена идеями со сценаристом фильма Евгением Бедаревым, Светлана признаётся, что руководствовалась мыслями о фильме, который было бы «не стыдно показать маме». Так и вышло, возрастной рейтинг кинофильма 12+, и его не стыдно показывать не только мамам, но и людям любого возраста, с любой степенью родства.
кадр из новеллы "Подарок Деда Мороза"
"Есть только два способа прожить жизнь: думать, что чудес не бывает, и думать, что вокруг одни чудеса"
В этом фильме мы не встретим «российскую действительность», отсылающую нас к арт-хаусу или фестивальному кино. Кинокартина «Счастье в конверте» призвана была раскрыть другую сторону нашей жизни – светлую, душевную. Евгений Бедарев признаётся, что испытывал лёгкий дискомфорт при работе над сценарием, просто потому что привык трудиться в рамках других жанров. Но однажды в Крыму сценарий ожил, голые идеи оформились в сюжет, и заплясали характерами и репликами на страницах.
«У нас огромная страна, мы хотели правдиво показать её красоту и разнообразие. – говорит Сергей Берлов, руководитель общественного объединения «Народное кино». – Мы хотели, чтобы зрители увидели простых и понятных героев, таких же как и они сами. Этим мы и оправдываем своё название «народное». […] Меня часто спрашивают: зачем поднимать такие устаревшие темы и не обойтись чем-то более лёгким и развлекательным? Тут для меня всё очень просто: обучать, воспитывать и вдохновлять – вот намного более важные задачи кинематографа, чем развлекать, отвлекать и устраивать досуг».
кадр из новеллы "Куда уходят поезда"
"Я вытащила с поля боя 234 мужика, но не смогла воспитать одного маленького мальчика"
Музыка к фильму писалась стандартно с многочисленными правками и муками творчества. «В фильме есть место классическому вальсу, этнике и монументальным темам, которые поддерживают динамику батальных сцен.» – говорит композитор картины Роман Архипов. Все три новеллы отличаются по звучанию и по набору инструментов, что характерно ведь, каждая новелла имеет свой уникальный эмоциональный окрас. Заглавная же тема кинокартины подвергалась многократной режиссёрской критике Светланы Сухановой: «Рома, нам нужна такая тема, чтобы каждый русский понял!». Руководствуясь этим принципом и создавалась музыка для фильма «Счастье в конверте».
Спойлер! Хит «Районы, кварталы» легендарной группы 2000-х «Звери» парадоксально органично вписался в сцену похорон, вызывая одновременно абсолютнейший разрыв шаблона и согласный кивок с полной солидарностью и принятием ситуации.