Найти тему

Приёмы маркетинга от "Зингер"

«А у бабушки где-то такая же была», — часто слышат экскурсоводы от посетителей. Любимые швейные машинки «Зингер» являются реликвией для многих семей.

История появления американской фабрики «Singer» в России известна всем. После всемирной выставки в Чикаго в 1893 году, где компания выступила с целой коллекцией художественных вышивок, исполненных на обыкновенной швейной машинке, интерес к её продукции заметно возрос. После Чикаго коллекция объехала почти всю Европу, побывав в промышленных музеях и выставочных помещениях Дюссельдорфа, Гамбурга, Лейпцига, Дрездена, Вены, Риги и Стокгольма.

Машинка швейная ручная «Singer». Начало XX в. Музей-усадьба В.И. Сурикова
Машинка швейная ручная «Singer». Начало XX в. Музей-усадьба В.И. Сурикова

Филиалы компании начинают открываться во многих странах. В начале XX в. было основано производство швейных машин и в России, в подмосковном Подольске. С этой фабрики их поставляли в торговые дома по всей стране. К примеру, один из таких домов находился и в Красноярске.

Всего существовало 50 отделений, которые продавали продукцию через 2500 магазинов. К 1913 году их выпускалось примерно 600 тысяч в год. Машина Исаака Зингера имела прямую иглу с ушком, скользящий челнок-лодочку, прижимную лапку для фиксирования ткани и зубчатое колесо двигателя ткани, врезанное в стол. Затем он начал использовать ножной привод, состоящий из качающейся педали и вращающегося колеса.

Столовая комната в доме Суриковых. Справа швейная машина с ножным приводом «Singer». Начало XX в.
Столовая комната в доме Суриковых. Справа швейная машина с ножным приводом «Singer». Начало XX в.

Изначально мечтой изобретателя было наладить сбыт индивидуально в каждую семью по всему миру. И ему это удалось. Изящная и функциональная машинка с челночным стежком позволяла рукодельницам вышивать художественные узоры, создавая уникальные вещи, и украшать свои дома. Приданое в виде швейной машинки «Зингер» делало девушку богатой невестой. Одна из первых моделей была в приданом и Прасковьи Фёдоровны — матери художника Василия Сурикова.

Умелые хозяюшки вышивали гладью и в технике ришелье. Украшали такой вышивкой постельное и столовое бельё, предметы интерьера: абажуры, салфетки, скатерти, гобелены, шторы, покрывала и многое другое.

Занавеска в технике ришелье, выполненная на швейной машинке «Зингер». Начало XX в. Музей-усадьба В.И. Сурикова
Занавеска в технике ришелье, выполненная на швейной машинке «Зингер». Начало XX в. Музей-усадьба В.И. Сурикова

«Постепенно швейная машина — эта верная помощница в домашнем обиходе, превратилась при помощи своих стальных мускулов в настоящую художницу»

, — читаем в заметке «Модные вышивки на швейной машине Зингера» приложения к газете «Сибирская жизнь» № 210 от 26 сентября 1904 года.

В этой же заметке автор особо отметил 

«целый дамский будуар, украшенный вышивкой на швейной машине Зингера», исполненный

г-жой Паули по рисункам Эпплера на выставке германского художественно-промышленного общества в Берлине.

Интерес вызывает упоминание трёх родов стежков, которые можно было использовать на машине: 1) плоский шов, похожий на узкую плоскую гладь, 2) гренир, незаменимый для покрытия фонов большого размера, 3) плюшевый шов, благодаря которому рисунок выступал из материи, по которой он исполнен. Но этим не заканчивается искусство техники швейной машины, она также изящно исполняла ажурные работы и даже целые кружева. Причём, если верить заметке, этой художественной вышивке компания «Зингер» обучала рукодельниц бесплатно.


Иллюстрированное приложение к газете «Сибирская жизнь» № 210 от 26 сентября 1904 года.
Иллюстрированное приложение к газете «Сибирская жизнь» № 210 от 26 сентября 1904 года.

Учитывая, что рукоделие и вышивание были необходимым умением для учениц Красноярской женской гимназии и даже входили в программу обучения, то такие курсы от «Зингера» могли быть довольно популярны.

Кроме того, популярности швейным машинам добавлял агрессивный маркетинг или навязывание товара продавцом. Один такой случай описан бывшим служащим фирмы «Зингер» в Сибири Ю. Эрнитцом. По его словам, агенты фирмы «бегают по городу и хватают покупателей, но несчастный тот человек, который свяжется с ними. Потому, что у него не будет покоя, каждый день будет приходить агент и каждый день рассказывать, что если купите у компании «Зингер» машину, то получаете каждый год бесплатный календарь и разные рекламные карточки; что, кроме того, починка бесплатна, и машинные части по прейскуранту, а если это не помогает, тогда идёт в ход полбутылки водки, и, наконец, следует вынужденное согласие купить машину».

Также, в большинстве случаев обязательным условием при продаже являлось обучение покупателей пользованию швейными машинками, их сборке, содержанию и так далее. Как указывает А.Г. Киселев в своей статье «Элементы фирменного маркетинга в конце XIX – начале ХХ в. в провинциальной коммерческой практике (на западносибирском материале)»: «Это техническое сопровождение и обильное продвижение прежних социально-культурных экономических форм (мена, магарыч и т.п.) являлось важным направлением в продвижении товара и являлось в некоторой степени сподвижником общей модернизации края на рубеже веков».

Дух творческих инноваций, который характеризовал компанию в начале её пути, продолжается и сегодня. Компания разрабатывает продукты для любого уровня шитья и стремится помочь людям проявить себя в разных направлениях: от моды до домашнего декора, вышивки и многого другого.

А Музей-усадьба В.И. Сурикова с радостью примет старинные швейные машинки «Зингер» в дар.