Сразу после съемок фильма "Мир входящему" в 1962 г. Александр Алов, Владимир Наумов и Леонид Зорин сели писать сценарий фильма, который должен был называться "Закон". В конце 1961 г. прошел 22 съезд КПСС. Принято считать,что все антисталинские решения были приняты на 20 съезде, но это не так. Да, началась массовая реабилитация, как потом стали их называть "жертв политических репрессий." Но на само божество и его верных апостолов никаких политических обвинений не возлагали. Отделались неконкретным постановлением о "культе личности" и мерах по его преодолению.
А вот уже на 22 съезде, через пять с половиной лет, "наш Никита Сергеевич" выдал, что называется "салют наций". И тело Сталина вытащили из Мавзолея, как недостойное лежать с Лениным, и перезахоронили в землю у Кремлевской стены. Анекдот потом такой ходил - лежат Ленин и Сталин в Мавзолее, слышат кто-то в дверь скребется и так настойчиво. Ленин спрашивает у Сталина:" А что это такое ?" А Сталин отвечает:"Да это Хрущев с раскладушкой пристроиться сюда лезет."
И на самом съезде такие страшилки про "репрессии" с указанием конкретных виновников из числа первых лиц государства при Сталине, за исключением, конечно же, Хрущева, порассказали, и про самого Сталина, в том числе, что некоторые делегаты просто падали в обморок.
И творческая интеллигенция, уловив посыл власти, кинулась осваивать ранее запретную тему. Не остались в стороне и наши авторы. Так как никакой документальной информацией они не обладали, то приходилось довольствоваться устными рассказами. Сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид рассказали эпизод из своей жизни – как собирались студенческой компанией в арбатской квартире, окна которой выходили во двор. А Арбат – это правительственная трасса, по которой ездил Сталин. Молодым людям инкриминировали покушение на главу государства – якобы они планировали стрелять из окна, совершенно игнорируя тот факт, что окна квартиры выходили во двор. С этого рассказа и начал писаться сценарий.
Затем много интересного сообщил знакомый Алова. Этот знакомый работал в прокуратуре на периферии и его после 22 съезда вызвали в Москву вместе со многими другими такими же провинциальными прокурорскими работниками для изучения дел репрессированных. Нужны были свежие кадры, не запятнанные участием в "репрессиях". И этот прокурор порассказал какие беззакония раньше творились. Вот так , на устных рассказах и был написан к концу 1963 г. сценарий под названием "Закон". Но пока он писался политика партии вновь изменилась и тема "репрессий" была тихо закрыта. Фильм снять не удалось, а сам сценарий стал одним из первых произведений так называемого "самиздата" на тему "сталинских репрессий".
И ровно через двадцать пять лет на волне перестройки, свободы и гласности Владимир Наумов , Александр Алов умер в 1983 г., приступил к съемкам фильма "Закон". С учетом новой информации о "сталинских репрессиях", которая заполонила газеты, журналы, ТВ сценарий был изменен и дополнен. Премьера фильма состоялась в октябре 1990 года. И прошла абсолютно незаметно.
То, что должно было стать бомбой в начале 60-х , в конце 1990 г. было вообще ни о чем. Не было в фильме ни чекистов с руками по локоть в крови, ни Сталина,который пьет кровь невинных младенцев, ни Берии, который, как на конвейере насилует все, что движется, а в промежутках пытает и расстреливает верных ленинцев, ни "сталинских концлагерей" с гориллоподобными уголовниками, которые по заданию лагерной администрации всячески измываются над политическими.
В общем, не было всего того примитивного антисталинского балагана, который 20 миллионным тиражом пропагандировал журнал "Огонек". А была очень тонкая психологическая драма с виртуозной игрой всех актеров - от исполнителей главных ролей до маленького эпизода. И авторы не пытались кого-то тупо обвинить или оправдать, а пытались осмыслить в меру своих сил и знаний, то сложнейшее время, которое и до сих пор толком не изучено. И у авторов фильма вышло очень достойное произведение искусства.
Пока "Закон" пробивал себе путь на экран, в 1990 г. Наумов снял "10 лет без права переписки". Тоже на тему "сталинских репрессий", но уже не в реалистической манере,как "Закон", в жанре абсурдистской трагикомедии с элементами сюрреализма. И вышли они на экран почти одновременно. "Закон" в октябре, а "10 лет" в декабре 1990 г. И большей популярностью пользовались "10 лет". И по этой еще причине выдающийся по своим художественным качествам фильм "Закон" как-то отодвинулся далеко на задний план и ушел практически в небытие и известен только самым преданным поклонникам Алова и Наумова.
И так о самом фильме.