Найти в Дзене
Escapist

История жены Лота как вечный сюжет

Расскажу немного об одной библейской сцене, которая безотносительно всяких оценок должна вызывать настоящий священный ужас.

Тот самый предполагаемый соляной столп
Тот самый предполагаемый соляной столп

Одной из множества таких сцен, конечно, является сцена уничтожения Содома и Гоморры. Не только потому, что два условных порочных города в ней стираются до основания совершенно непостижимым способом. Но и потому, что в ней погибает невинный человек - коим является жена Лота, обратившаяся в соляной столп.

Вернее сказать, страшно то, что жена Лота как раз виновна - но виновна в меньшем проступке, нежели евреи, поклонявшиеся золотому тельцу, или содомляне, предающиеся бессмысленному и омерзительному блуду. Ее погубило любопытство - и чувство священного ужаса, скажем, простого средневекового человека в отношении этой сцены должно было быть непередаваемым. Как и в случае с Иовом, который теряет все из прихоти поспорившего с Сатаной Яхве, мы видим здесь несоразмерное наказание, лишающее всякой почвы под ногами. Какой здесь должен быть посыл? Что Яхве любит тебя, но при случае легко расправится с тобой? Что наказание тверже слова прощения, а священный ужас всегда будет превалировать над священной любовью?

Смысл всегда обнаруживается в истоках. Сцена с Лотом и его женой в точности повторяет сцену Орфея и Эвридики. Эвридика не должна была оглядываться назад, видеть царство Аида - буквально не должна была вновь обращаться к притягательному лику смерти. Она это сделала - соблазн не-жития оказался сильнее. Так и у жены Лота простое любопытство оказывается лишь поверхностью, за которой разворачивается глубокое желание постичь Бога в момент Его гнева. Это метафизическое, но в то же время очень плотское желание - стремление увидеть и запечатлеть живую божественную кару резко оборачивается экстазом, сиюминутным порывом испить чашу Гнева. Виктимность, ощущение священного ужаса как соблазна, искушение силой - вот что приводит жену Лота к не-жизни. Жена Лота обращается в соляной столп, изменив Лоту духовно, с божественным образом. В чем кроется одновременно два греха - нельзя прелюбодействовать в разуме своем и нельзя низводить Бога до состояния образа, кумира - неживого слепка, к которому можно испытывать обычную похоть. В ветхозаветной логике эти грехи могут служить достаточным основанием для кары.

Что и вызывает священный ужас - хотя в наше время эти абстрактные вещи понимать все трудней и трудней.