Расскажу немного об одной библейской сцене, которая безотносительно всяких оценок должна вызывать настоящий священный ужас.
Одной из множества таких сцен, конечно, является сцена уничтожения Содома и Гоморры. Не только потому, что два условных порочных города в ней стираются до основания совершенно непостижимым способом. Но и потому, что в ней погибает невинный человек - коим является жена Лота, обратившаяся в соляной столп.
Вернее сказать, страшно то, что жена Лота как раз виновна - но виновна в меньшем проступке, нежели евреи, поклонявшиеся золотому тельцу, или содомляне, предающиеся бессмысленному и омерзительному блуду. Ее погубило любопытство - и чувство священного ужаса, скажем, простого средневекового человека в отношении этой сцены должно было быть непередаваемым. Как и в случае с Иовом, который теряет все из прихоти поспорившего с Сатаной Яхве, мы видим здесь несоразмерное наказание, лишающее всякой почвы под ногами. Какой здесь должен быть посыл? Что Яхве любит тебя, но при случае легко расправится с тобой? Что наказание тверже слова прощения, а священный ужас всегда будет превалировать над священной любовью?
Смысл всегда обнаруживается в истоках. Сцена с Лотом и его женой в точности повторяет сцену Орфея и Эвридики. Эвридика не должна была оглядываться назад, видеть царство Аида - буквально не должна была вновь обращаться к притягательному лику смерти. Она это сделала - соблазн не-жития оказался сильнее. Так и у жены Лота простое любопытство оказывается лишь поверхностью, за которой разворачивается глубокое желание постичь Бога в момент Его гнева. Это метафизическое, но в то же время очень плотское желание - стремление увидеть и запечатлеть живую божественную кару резко оборачивается экстазом, сиюминутным порывом испить чашу Гнева. Виктимность, ощущение священного ужаса как соблазна, искушение силой - вот что приводит жену Лота к не-жизни. Жена Лота обращается в соляной столп, изменив Лоту духовно, с божественным образом. В чем кроется одновременно два греха - нельзя прелюбодействовать в разуме своем и нельзя низводить Бога до состояния образа, кумира - неживого слепка, к которому можно испытывать обычную похоть. В ветхозаветной логике эти грехи могут служить достаточным основанием для кары.
Что и вызывает священный ужас - хотя в наше время эти абстрактные вещи понимать все трудней и трудней.