Вспомнился тут в ходе бесед Ишиха - китайский исследователь Амура и строитель буддийского храма в устье этой реки.
А добрый друг Василий Базлов коротко и блистательно резюмировал его биографию и сформулировал подход ханьцев при династии Мин к работе с кадрами из нацменьшинств:
"Поймали гордого таёжника, кастрировали и заставили верно служить" .
Впрочем, китайцы и своих особо не щадили. Можно вспомнить историка Сыма Цяня. Он как-то повздорил с императором и император предложил ему на выбор смертную казнь, либо оскопление. Сыма Цянь, чтобы закончить "Исторические записки" предпочёл второе. Ему даже должность хранителя императорской печати доверили - такую как раз мог занимать лишь евнух - чтоб потомки не претендовали и лишний раз при дворе не ошивались.
В общем кастрация государева человека не была в императорском Китае чем-то уж очень исключительным.
А что Ишиха-то? Это был выходец из народа чжурчжэней - дальней родни эвенков. Жил в период правления императора Юнлэ. Юнлэ вообще активно общался с ближними и дальними соседями, последователи тибетского буддизма школы Кагью, например, помнят как этот император привечал Пятого Кармапу - Царя йогов Тибета и подарил ему Чёрную Корону.
Помимо этого Юнлэ организовал ряд экспедиций в дальние страны, Ишихе выпало исследовать бассейн реки Амур. В 1411 г. он вышел из города Цзилинь на 25 судах по реке Сунгари и далее прошёл по Амуру до самого его устья. Там китайские путешественники обменивались с местным населением подарками.
Позже он совершил ещё несколько экспедиций, а во время из них построил в устье Амура буддийский храм ,который назвал Юннинсы и посвятил Гуаньинь - китайскому варианту бодхисаттвы Авалокитешвары.
Уже в 19 веке стелы этого храма с надписями на китайском и чжурчжэньском языках были опрокинуты русскими крестьянами, а потом перевезены в музей во Владивостоке. Сейчас не смогу привести ссылки, но в отечественных книгах читал будто к моменту прихода русских в Приамурье Юннинсы стоял заброшенный и всеми покинутый.
Но вот в китайской энциклопедии есть ссылка на некоего американца, работавшего в России торговым агентом и в 1856 г. совершившем путешествие по Амуру. Четыре года спустя он написал об этом книгу и упомянул, что местные племена считают это место священным, подносят сюда цветы и убивают жертвенных животных для избавления от грехов. Таким образом, хотя о буддийском культе говорить не приходится, всё же приамурцы относились ко храму с большим почтением.
А что же отважный скопец? Побыл дипломатом на северо-восточных границах Китая, по некоторым данным доходил даже до Сахалина, но после его походов сведений в летописях нет, поэтому и о его дальнейшей судьбе, к сожалению сказать ничего нельзя.
Зато буддийская традиция возрождается на новых основаниях, теперь и среди русского населения края, перенявшего Дхарму от европейцев, учившихся у Шестнадцатого Кармапы, ушедшего в Индию после включения Тибета в состав КНР. Недавно вот во Владивостоке статую Будды поставили. При случае надо бы приехать-поклониться, да и на древние стелы взглянуть.
Ежели понравилось - то тут на канале ещё много всего и об
Истории русско-китайской дипломатии
и про то как Китай четвёртым измерением прирастать затеялся
Не забыта теория путешествий по Тибету
Да и рассказы о посещении буддийских церемоний
И много всего прочего, так что подписывайтесь и читайте на здоровье!