Водяной – хозяин водоема, в котором обитает, он имеет полную власть над ним. Так дух способен управлять водой: поднимать волны, выводить водоем из берегов и создавать сильное течение, также водяному подчиняются все обитатели водоема: рыбы, русалки, утопленницы и т.д.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом.Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью.
Командует русалками и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.
Водяные живут семьями, обычно водяной имеет множество жен – русалок, от водяного можно откупиться, но цена будет соизмеримая — придется отдать своего первенца.
Водяной требует к себе уважения. Месть его заключается в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют «чёртова лошадь».
Из воды выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты.
В родной стихии у водяного нет врагов, а вот, когда дух всё таки выходит на сушу и, особенно, когда проникает в селения людей, то здесь ему противостоят домовые и лешие. На суше водяной практически не имеет шансов на победу, но, все же, часто вступает в схватки, исход которых заранее известен: дух убегает в свой водоем.
Бороться с водяным в его родной стихии практически невозможно, однако его можно отпугнуть от себя железом или медью, что в итоге лишь сильнее его разозлит. Поэтому в древности предпочитали не злить водяного, а если уж он рассердился, то духа пытались задобрить, бросая в воду хлеб, или принося в жертву животное черного цвета. Так как на суши у водяного шансов практически нет, то он хитростью заманивает жертву в воду, и тут главное устоять перед чарами, не войти в водоем. Чтобы пробудиться от колдовства водяного можно кольнуть себя железной иголкой, тогда ты на мгновенье увидишь его истинный облик и сможешь вырваться из чар духа.