Найти в Дзене
Слова и музыка Матецкого

FANNY: ОНИ БЫЛИ НАСТОЯЩЕЙ ГРУППОЙ

Корни группы Fanny восходят к началу 1960-х годов, когда сестры Джун и Джин Миллингтон (June & Jean Millington) переехали с родителями из Филиппин в Сакраменто, штат Калифорния. Их отец служил лейтенантом во флоте США и познакомился с матерью, по национальности филиппинкой, сразу после Второй мировой войны. Они поженились в Маниле в 1947 году. Две дочки, родившиеся в этом браке, получились, что называется fifty-fifty: с одной стороны американки, с другой – филиппинки. И если азиатская внешность и была некой экзотикой, то в школе она создавала большую проблему: девушкам было трудно интегрироваться в коллектив – их принимали за мексиканок. Наверное, именно поэтому они обратились к музыке, как к шансу стать «своими» и завести новых друзей. В 65-м они создали свою первую группу The Svelts, где Джун играла на гитаре, а Джин - на бас-гитаре. В состав группы также вошли две будущие участницы Fanny: Бри Брандт (Brie Brandt) и Элис де Бур (Alice de Buhr). Первая была оригинальной барабанщицей The Svelts, вторая её впоследствии заменила.

Они стали играть каверы, причём начали с песен из репертуара Motown Records и группы The Beach Boys. И они, эти песни, помогли найти собственный грув и саунд. Сначала не хватало умения, но музыкально способные девчонки быстро набирались опыта, усиленно репетируя и расширяя репертуар.

Как это часто бывает в молодых группах, сразу возникли творческие трения – и барабанщица Элис де Бур ушла, чтобы сформировать еще одну женскую группу, Wild Honey. Сёстры Джун и Джин продолжили работу в The Svelts. 

Уход Элис из группы не принёс ей большого успеха, да и в новом коллективе она не получала кайфа от игры живьём – её тянуло играть с сёстрами. «Тогда мы решили – нужно преодолеть мелкие разногласия и собрать группу снова», - вспоминает Джун. – «И мы это сделали, сохранив название Wild Honey вместо The Svelts. Было ясно, что пора ехать в Лос-Анджелес и пробовать получить record deal.  Ну а если это не получится - вернемся домой и пойдем в школу».

Вообще-то, настроения в Wild Honey были не очень оптимистичные: можно сказать, на грани распада. Но судьба благоволила симпатичным девушкам – во время выступления в клубе Troubadour их заметила секретарь продюсера Ричарда Перри (Richard Perry). Он в тот момент был, что называется, «на коне» - у него только что успешно выстрелила песня с артистом по имени Tiny Tim. Было организовано прослушивание, и уже через 15 минут Перри принял решение о контракте. Так девушки оказались на лейбле Reprise Records. «Что Ричард Перри увидел в нас?» - задаётся вопросом де Бур. - «Думаю, он увидел симпатичных девушек, рвущихся к успеху, и решил нас записать».

-2

Женские группы, играющие рок, были в те дни редкостью. Такие группы, конечно же, существовали, но у них не было major label deal на альбом. Оставалось только придумать новое название для группы – Wild Honey не устраивало лейбл. Всем нравилась идея назваться каким-то женским именем, и когда во время мозгового штурма кто-то выкрикнул «Fanny», это имя попало в short list и впоследствии было выбрано компанией.

-3

Fanny была настроена на то, чтобы быть равной по качеству игры с мужским группам. Джун Миллингтон постоянно занималась на гитаре и вскоре стала настоящая «героиней гитары», способной справиться с самыми трудными партиями. И это было замечено - она получила предложение поучаствовать в записи пластинки Барбры Стрейзанд (Barbra Streisand) в качестве сессионной гитаристки. 

Тем временем в группе появилась игравшая на клавишах Никки Барклай (Nickey Barclay). Она тоже дала прирост коллективу, став яркой краской в их звуковой палитре. Плюс у неё был серьёзный профессиональный опыт - она до этого работала в гастрольной группе Джо Кокера «Mad Dogs & Englishmen». Важный момент - все четверо участниц Fanny были неплохими вокалистками, и каждая могла солировать.

Здесь они живьём исполняют песни "You're The One" and "Special Care" – это съёмки программы The Old Grey Whistle Test 1971 года.

Несмотря на их музыкальное мастерство, группе было непросто завоевать аудиторию. «Мы были некой аномалией, никто не ожидал от женщин приличной игры на инструментах и пения. Сейчас ситуация другая, но тогда нам было очень непросто», - вспоминает Джун. - «Когда мы гастролировали по Европе, реакция аудитории была гораздо более позитивной, чем в Америке. Мне особенно нравилось играть в Англии, где фанаты воспринимали нас со всей серьёзностью».

Fanny действительно регулярно посещали Европу, где работали и как в качестве хедлайнеров, и на разогреве у таких известных групп как Slade, The Kinks, Jethro Tull, Procol Harum, Humble Pie. Музыканты этих групп с большим уважением относились к “скиллам” девушек из Fanny. «Нам даже хотелось одно время переехать в Европу и там жить, играть и записываться. Мы хотели играть умный рок, мы очень серьезно относились к тому, что делали. Нам было важно быть хорошими музыкантами и авторами песен», - так характеризует Джун те времена.

Обратите внимание на эту живую съёмку – перед вами действительно полноценная рок-группа, имеющая свой звук и свой шарм. Да и, плюс ко всему, все участницы выглядят очень эффектно. Приглядитесь к Элис де Бур – она за барабанами, - о ней мы поговорим отдельно.

Всего Fanny выпустили четыре альбома для лейбла Reprise: 

Fanny (1970),

Charity Ball (1971),

Fanny Hill (1972) - он был записан на Apple Studios в Лондоне, и Mother's Pride (1973), которую спродюсировал Тодд Рандгрен (Todd Rundgren).

На этих снимках девушки в студии с Ричардом Перри и Тоддом Рандгреном соответственно.

-4

А теперь о щекотливом вопросе – о сексуальной ориентации внутри группы. Как вы догадываетесь, она была сложной. И Джун Миллингтон, и Элис де Бур были открыто нетрадиционной ориентации. Джин Миллингтон и Никки Барклай общались с юношами, тоже не были на 100 процентов гетеросексуальными. И в начале 70-х такой расклад был серьёзным осложнением для карьеры. Особенный страх был у Джун – она боялась, что если кто-нибудь узнает об их ориентации, это будет крахом для группы. Но ситуация была такова, что руководство Reprise Records быстро поняло что к чему. И оно настаивало на сохранении полной тайны - для прессы в первую очередь. Понятное дело: боялись скандала. Но лейбл - несмотря ни на что, - хотел продвигать девушек дальше, как предмет вожделения для мужчин. Постоянно предлагались соответствующие фотосессии и PR-ходы. Возникла напряжённая ситуация.

«Мне стало казаться, что всю нашу тяжелую работу – музыку, репетиции, песни, - отбросили в сторону из-за этой глупой идеи, что девушки не могут быть достойными музыкантами. Меня это невероятно напрягало», - вспоминает Джун. В конечном счете, давление оказалось слишком сильным, и в 1973 году у Джун случился нервный срыв. Она не могла ни есть, ни спать – настолько была физически и морально истощена.

«Я не хотела покидать сестру, не хотела покидать группу: ведь мы так успешно работали. Но мне пришлось уйти - я просто физически не могла продолжать дальше», - вспоминает Джун.

После того, как Джун ушла, в группу пришла гитаристка Патти Куатро (Patti Quatro), сестра Сьюзи Куатро (Suzi Quatro). Но она была совсем не Джун – и волшебный баланс в коллективе был утерян. 

С заменой де Бур на барабанах на Бри Брандт (она ранее была в The Svelts), Fanny покинула Reprise Records и подписала контракт с Casablanca Records. В тот момент на этом лейбле были KISS и Donna Summer среди прочих. Единственный альбом Fanny на этом лейбле, Rock And Roll Survivors, вышел в 1974 году и содержал Тор-40 сингл "Butter Boy" – некий кивок в сторону Дэвида Боуи (David Bowie). Дело в том, что у Джин был роман с Боуи, который длился почти целый год.

В 1999 году в интервью Rolling Stone Дэвид Боуи дал красивую «ответку» - отметил Fanny добрым словом: «Это одна из самых важных женских групп в американском роке. К сожалению, она была похоронена без следа. Но примерно в 1973 году они были одной из лучших рок-групп своего времени. Они были необыкновенными. Просто это было не их время. Надо заново оживить Fanny, и я тогда буду чувствовать, что моя работа выполнена».

Но оживить Fanny не удалось: новое время выбирало новых героев – на горизонте замаячил панк-рок. Наверное, время сыграло с Fanny злую шутку – они появились слишком рано, чтобы быть воспринятыми широкой публикой всерьёз. Но они были настоящей рок-группой, безо всяких скидок на «девчачесть», а это не очень-то проходило в те годы.

Насколько мне известно, все участницы группы живы. Трое из них осуществили попытку воссоединения – в 2018 году собрались под названием Fanny Walked The Earth и выпустили одноимённый альбом.

-5

На нём играли сёстры Миллингтон и барабанщица Бри Лавинг (Brie Loving) - она же та самая Бри Брандт, которая когда-то играла в группе The Svelts. 

-6

Насколько был успешен этот reunion, не берусь судить. Но сёстры периодически дают интервью, признаваясь, что «по-прежнему балдеют по полной» от совместного музицирования. Это ли не прекрасно!

Для тех, кого зацепила история Fanny – посмотрите интервью с барабанщицей Элис де Бур 2016 года, где она рассказывает и историю группы, и свою личную историю. В интервью есть много интересных бытовых моментов.

Хорошую присказку она озвучивает в конце разговора: «нужно всё время принюхиваться к жерновам». В том смысле, что если этого не делать, мука в процессе помола может подгореть. Мудрое замечание!