Найти тему
Читающий котофей

"Союз спасения": историческая каша о том, как парни в роскошных мундирах решили убить царя

Оглавление

Фильм «Союз спасения» снял Андрей Кравчук, создавший фильмы «Адмиралъ» и «Викинг». Критики, как и зрители, всегда воспринимали его киноленты либо нейтрально, либо отрицательно, поэтому было интересно узнать, какой фильм получился в этот раз.

Картина рассказывает об известнейших страницах нашей истории. Бесстрашные декабристы, которые решили бороться с политическим режимом, бороться за права граждан и отмену крепостного права. Молодые офицеры после победы над Францией хотят создать новую Россию, вывести общество на более цивилизованный уровень жизни. Об этом должен был рассказать нам фильм, но на деле мы получили сумбур и путаницу.

Фильм стоит рассматривать с двух позиций: исторической и драматургической. Начнём с первой.

Реклама по телевизору, в Интернете, газетах, транспорте, кажется, она была везде, и везде говорили о том, что фильм будет исторически достоверным. В результате же мы получаем картину об организации «Союз спасения», которая, по логике мастера, и стала инициатором восстания в 1825 году. Казалось бы, ну и что? Дело в том, что «Союз спасения» был основан в 1816 году, а закончил существование в 1818 году, за 7 лет до событий 14 декабря 1825 года. То есть с самого начала в основу фильма вкрался ложный исторический факт. Вероятно, автор хотел показать истоки зарождения декабристов, и «Союз спасения» можно считать таковым, но гораздо логичнее было бы начать, например, с офицерских артелей, которые после войны с Наполеоном были удивлены, что проигравшая Франция и её общество живут лучше, чем победившая Россия. Здесь стали формироваться убеждения будущих заговорщиков.

-2

Говоря о драматургии, хочется начать с претензии – почему в фильме не раскрыто вообще ничего? Ну серьёзно, давайте посмотрим.

Тем, кто не знаком с историей, будет неясно, почему вдруг эти молодые парни в роскошных мундирах в компании с поэтом решили убить царя, воспрепятствовать приходу к власти Николая и поддержать Константина.

Кроме этого, в фильме постоянно звучит слово «конституция», за которым не следует никаких пояснений. Появляется вопрос, что же там в ней такого, что люди были готовы пойти на такие кровавые меры? Кино создаётся не для зрителя-эксперта, его события должны быть понятны любому. В этом и заключается искусство режиссера – за короткое время он должен окунуть аудиторию в сюжет, последовательно и логично довести историю до финала и закончить вспомогательные линии повествования. Что же даёт нам «Союз спасения»?

  1. Тонны персонажей, десятки имён, и все они не раскрыты настолько, что к концу фильма можно не вспомнить имени даже главных героев.
  2. Все персонажи похожи, ни у одного из них нет личной истории. В фильме даже переживать не за кого. В итоге, когда восстание с треском проваливается, жалости не испытываешь ни к одному герою.
  3. Картина снята без сильного сценария. Она может похвастать наличием исторического события, красивыми мундирами и орденами, парочкой ярких актёров (удивительный факт – в этом фильме не снимался Александр Петров) и спецэффектами, но без должной истории всё это лишь немного украшает фильм, сам по себе он опустошен.

Новая реконструкция может порадовать лишь потому, что заставит зрителей после просмотра освежить в памяти события 1825 года. Как и ожидалось, фильм оказался исторически недостоверным, со слабым сценарием и драматургией. Если вам любопытна тема декабристского восстания, то почитайте лучше книгу «Лунин» Эйдельмана Натана Яковлевича, а если хотите посмотреть, то рекомендую советский фильм «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля, который, пока что, остаётся лучшим на эту тему.

P.S. Если вам интересно, какие ошибки авторы допустили в фильме ещё, то пишите в комментариях, я составлю свой «любимый» топ.

Читайте также: