«Жестокость заключается в том, что в самый лучший период расцвета человека, женщины, когда есть здоровье, и… десять лет не сниматься!»
Людмила Гурченко
Известность и слава пришли к Людмиле Гурченко внезапно. На успех фильма «Карнавальная ночь», в котором снялась юная актриса, рассчитывать не приходилось: жанр музыкальной комедии не был распространен в стране, режиссер Эльдар Рязанов был тогда неизвестным деятелем киноискусства, а Гурченко и вовсе была просто студенткой ВГИКа. Картина буквально ворвалась на советские экраны и вызвала бурю восторгов, что даже строгий тон критиков и цензоров того времени заглушили комплименты в адрес картины, а юную Людмилу Гурченко окрестили новой кинозвездой.
На волне успеха окрыленная Гурченко снимается в фильме «Девушка с гитарой», но фильм не был принят зрителем: сюжет был аналогичен «Карнавальной ночи», но, увы, это был уже не Эльдар Рязанов, а Александр Файнциммер (из его фильмов мне вспомнился разве что «Трактир на Пятницкой»), и, соответственно, съемочная группа была уже не та.
В то же время Людмила Марковна много «гастролировала» по предприятиям, творческим встречам – это так называемые «халтурники», когда артист приезжает, например, на какой-нибудь завод, выступает там перед рабочими, получая на выходе конверт с деньгами «от благодарных слушателей». Так подрабатывали многие артисты, не видя в этом никакого криминала.
Но именно эти «халтурники» и стали формальным поводом для опалы на Гурченко, которая длилась многие годы.
А дело было так. Во время съемок фильма «Девушка с гитарой» Людмилу Гурченко пригласили на встречу с редактором одной из популярных советских газет. В ходе беседы редактор по-отечески пожурил Людмилу за «левые» концерты, мол, некоторые несознательные организаторы подобных мероприятий незаконно зарабатывают на этом. Гурченко не поняла подоплеки такого «захода» и, мило поулыбавшись в ответ, пообещала больше не участвовать в сомнительных выступлениях.
Спустя несколько дней сразу в нескольких газетах вышла статья под заголовком «Чечетка налево», критикующая юных артистов, позволяющих себе заработок на стороне. Хоть в статье упоминались многие фамилии, но главным «злым гением» в ней стала Людмила Гурченко. Вот небольшая выдержка из этого фельетона:
«…Давайте спросим молодую артистку Гурченко, талант которой только что вылупился из институтского яйца, – откуда у нее на заре юности появилась столь неуемная склонность к барышничеству? Откуда у нее, кто обязан своим положением советскому народу, такое наплевательское отношение к общепринятым в нашей стране принципам поведения и государственной дисциплине?»
Много позже, уже в постсоветский период, стали известны истинные причины травли юной Гурченко. Так, в 1957 году министр культуры СССР Николай Михайлов сделал ей «настойчивое предложение» работать на КГБ на VI Международном фестивале молодежи и студентов в Москве. Это было одним из крупнейших международных мероприятий года, в котором принимала участие молодежь из более чем 130 стран мира. Но Людмила категорически отказалась от роли соглядатая. После чего и разразилась буря негодования в ее адрес.
P.S. Стоит отдать дань уважения стойкому характеру и жизненному оптимизму Людмилы Марковны, позволившим ей пройти через тернии к новому признанию в кино и театре.
Еще интересное о Людмиле Гурченко: