Найти в Дзене
НЭБ

Победа 1945. Мнение другой стороны

Прошло без малого 75 лет, как небо Москвы озарилось 9 мая салютом победы в Великой Отечественной войне 19411945 годов. И этой публикацией мы продолжаем серию подборок в память о наших родных и близких, многих из которых уже нет с нами, но без которых не настал бы этот День Победы.

Вторая мировая «война – одна из самых страшных вех, чтоб пропустить ее бездушно мимо»… Миллионы погибших, сломанных судеб, потерянных надежд.

Уже, казалось, вечность миновала,
А боль не стынет в комьях мерзлоты. /А.К./
Поверженный Рейхстаг. В годы с 1941 по 1945 на разных фронтах Великой Отечественной войны ковали победу более 30 человек из моей семьи Симоновых – Колесниковых – Созиновых (из них три женщины).
Поверженный Рейхстаг. В годы с 1941 по 1945 на разных фронтах Великой Отечественной войны ковали победу более 30 человек из моей семьи Симоновых – Колесниковых – Созиновых (из них три женщины).

Я, рождённый спустя 45 лет после тех событий, воспринимаю то далёкое довольно абстрактно. А как иначе, ведь в моём распоряжении были лишь сухие отчёты, старые газеты или мемуары, авторы которых постарались сгладить ужасы того времени. И был дед, старавшийся не вспоминать прошлое и уж тем более не стремящийся рассказывать о войне четырёхлетнему мне. И была искренне произнесённая фраза, которая впечаталась мне в душу : «Я бы не хотел, чтобы ты знал, что такое война». Сказал он это с такой интонацией, что я решил его больше об этом не спрашивать, пока не повзрослею – хотя бы лет до восьми. К сожалению, дед не прожил и полугода с того памятного разговора, умер в декабре 1995, а другие родственники, выжившие в той Великой битве – и того раньше. Остались только честные, пропитанные болью стихи.

…Таким ушел он из-за школьной парты.
И отдал жизнь свою в бою.
Пал головой вперед в огне расплаты,
Обняв страну у смерти на краю». /А.К./
Колесников Алексей Петрович (прадед, 1895–1973). Участвовал в Первой мировой войне, революции, Гражданской и Советско-финской войнах. К началу Второй мировой был уже не призывного возраста, но в 1943 вслед за четвертым сыном ушел добровольцем и на  этот фронт. Победу встретил в Маньчжурии.
Колесников Алексей Петрович (прадед, 1895–1973). Участвовал в Первой мировой войне, революции, Гражданской и Советско-финской войнах. К началу Второй мировой был уже не призывного возраста, но в 1943 вслед за четвертым сыном ушел добровольцем и на этот фронт. Победу встретил в Маньчжурии.

Только в школе я узнал, что та дедовская фраза – как вечный огонь. Слушая истории на уроках «Мужества», участвуя в мероприятиях, посвящённых Победе 1945, я постепенно начинал понимать, почему взрослые так аккуратно рассказывают нам о войне, и дело тут не только в трупах, концлагерях и миллионах не вернувшихся. Просто я натолкнулся на мнение другой стороны. Именно тогда я испытал свой второй шок, осознав, что «защитники хорошие – враги плохие» криво отражает реальность.

У немцев отношения с Третьим Рейхом весьма неоднозначные. Старшее поколение обычно называет Гитлера идиотом, а дедушка моего близкого друга Клаус вообще серьёзно обогатил мой запас иностранных ругательств. Дальше – интереснее, потому что часть критикует фюрера за выбор военного курса как такового, а другие – сугубо за то, что он напал на Советский Союз.

Симонов Степан Иванович (прадед, 1907–1988). Ушел на фронт 7 ноября 1941 с парада на Красной площади. 9 мая свой 38-й день рождения отметил Победой 1945 в Австрии. Был награжден орденом Красной звезды и двумя медалями За боевые заслуги.
Симонов Степан Иванович (прадед, 1907–1988). Ушел на фронт 7 ноября 1941 с парада на Красной площади. 9 мая свой 38-й день рождения отметил Победой 1945 в Австрии. Был награжден орденом Красной звезды и двумя медалями За боевые заслуги.

Молодёжь же толком не понимает, кто они – истинные арийцы?! Почему их преступления мучительны для Германии?! И единственная фраза-ассоциация, вспыхивающая в мозгу и не дающая ответа на вопросы, это «Гитлер-фашизм-скверно». А те немногие, которые в теме, обычно выросли в семьях старых (ещё довоенных) коммунистов, либо же – нацисты. Именно от них я получил первые «живые» уроки расовой гигиены и идеологии, а всего-то стоило прогуляться по Александерплатц – берлинский аналог Красной площади – и внезапно оказаться внутри полицейского оцепления, сторожившего митингующих. Тогда меня это только удивило – как можно верить в такое? Да, мы говорим на разных языках, у нас есть отличия во внешности и культуре, но на повод для войны это в моей голове не тянуло, скорее наоборот – узнать других людей, их мысли, жизнь и устремления. Именно тогда – в 15 лет – я осознанно заинтересовался вопросами той войны. А спустя пару месяцев нам устроили экскурсию в Трептов-парк к памятнику Воину-освободителю и в музей Второй мировой войны, где почти все сотрудники оказались советскими эмигрантами.

Колесников Александр Алексеевич (дед, 1922–1995). Войне, как написано в документе,  досталось 5 лет 1 месяц и 17 дней его жизни, и мне примерно столько же – 5 лет 2 месяца и 7 дней. Вот такая математика... Победу встретил в Японии. Кадровый офицер, член Союза Российских писателей и Союза журналистов РФ. В статье я привожу его стихи.
Колесников Александр Алексеевич (дед, 1922–1995). Войне, как написано в документе, досталось 5 лет 1 месяц и 17 дней его жизни, и мне примерно столько же – 5 лет 2 месяца и 7 дней. Вот такая математика... Победу встретил в Японии. Кадровый офицер, член Союза Российских писателей и Союза журналистов РФ. В статье я привожу его стихи.

Университет Московский и Потсдамский добавили новую ноту в понимание немцев – а именно их неприятие поствоенной политики СССР, причём не только среди обычных людей, но и среди профессионалов-историков. Им не мешал тот факт, что политика Соединённых Штатов была ничем не лучше, а только лишь тоньше. Да и подаётся эта позиция весьма хитро – русистика обычно читается профессором-эмигрантом, который целенаправленно подбирается из обиженных советской властью (вопрос о правомерности «обижания» оставим за скобками). Всё, что ему остаётся делать – честно преподавать свой предмет, слегка разбавляя его собственными впечатлениями и комментариями. Прекрасный приём с точки зрения педагогики, только вот в такой априори политизированной науке, как история, нельзя давать мнение только одной стороны. А вы говорите – цензура!

…Простите, люди и руины!
Моя склонилась голова.
И затверделым комом глины
Ронялись горькие слова.
Прости земля,
Прогретая телами!
Течет по жилам твоим
Павших кровь… /А. К./

Наши великие прадеды. Указатель литературы, Книжная палата, 1942.

Сегодня я выучился и сам читаю авторские лекции в университете. В программу курса частично входит и история Второй мировой. Студенты (младше меня всего лишь на 7–12 лет) часто удивляют меня своим восприятием тех трагических дней. Да, ура-патриоты, которые стремятся всем «перепоказать» ту войну, или либералы, считающие, что надо было сдаваться Германии, всё ещё остаются исключением. Однако меня мучает вопрос – а сможем ли мы сохранить тот настрой, с которым наши отцы, деды и прадеды вернулись с фронта? Сможем ли донести до наших детей желание избежать войны, подобной той… и ту готовность защищать страну, и тот запал, с которым молодёжь сороковых рвалась на фронт?!

Я приношу ЛЮБОВЬ и ПАМЯТЬ
К подножью ВЕЧНОГО ОГНЯ,
Где вёсны зажигают пламень –

пламень мыслей и риторических вопросов...

Новый орден - боевой орден ... "Отечественная война" Листовка. 1943.

Мы будем рады, если вы поделитесь с нами семейными воспоминаниями о Великой Отечественной войне. Авторство и бережное отношение к материалам гарантируем. Пишите нам: KolesnikovaIA@leninka.ru

Для активных участников проекта «Победа 1945» будут организованы бесплатные экскурсии по Российской государственной библиотеке и Дому Пашкова.

Материал предоставлен нашим подписчиком.