Найти в Дзене

2 дома-близнеца, "разлученные" при рождении.

Оглавление

Если бы это был индийский фильм, то эти два дома, в какой-то момент, должны были встретиться где-то на нейтральной территории, и опознать друг друга по родимому пятну в форме слона! И нет, я сейчас не о "хрущевках", а о типовых проектах начала XX века.

И ГДЕ ЭТИ ДОМА НАХОДЯТСЯ?

Конкретно те, о которых хочу рассказать - в Нижнем Новгороде и Ульяновске. По факту - их больше, но об этом чуть позже. Для начала - небольшой экскурс в историю. В 1861 году император Александр I отменил крепостное право и начал другие земельные реформы. В ходе этих реформ, помимо прочих, выявились две крупные финансовые проблемы - а) сами крестьяне не всегда могли "выкупиться" у помещиков и б) помещики, оставшиеся без крепостных, быстро начали разоряться. Ситуация была пущена, практически, на самотек, до воцарения Александра III. В 1880-х были основаны два государственных кредитных учреждения - Крестьянский поземельный и Дворянский земельный банки, которые были призваны облегчить финансовое положение обеих категорий населения. А раз учреждения появились, значит им нужно было где-то размещаться. И здесь на сцену выходит архитектор Фёдор Ливчак.

Ульяновск.
Ульяновск.

А КТО ЭТО?

А это очень интересный зодчий, который был бы гораздо более известным, "доберись" он со своими проектами до столичных городов. Этого не произошло, но во многих бывших губернских центрах остались его здания. О Фёдоре Осиповиче и его работах нужно будет написать отдельную статью, и я обязательно это сделаю, а пока - расскажу о двух филиалах Крестьянского поземельного банка, которые расположены в двух волжских городах и здорово похожи друг на друга.

Нижний Новгород.
Нижний Новгород.

ОНИ ВЫГЛЯДЯТ НЕОБЫЧНО.

Да, здорово отличаются от канонов европейской архитектуры, которым следовали большинство архитекторов того времени. Ливчак же был сторонником смешения "неорусского" стиля (ставшего популярным как раз при Александре III) и "модерна". В результате получились невероятно интересные "хай-тек-терема", с огромными окнами-витринами и мозаичными панно, связующими прошлое и современность. Другой аналог - огромные крестьянские избы из бетона. Несмотря на видимое невооруженным глазом сходство, при ближайшем рассмотрении выясняется, что оба здания отличаются друг от друга своими декоративными элементами.

Так, нижегородский филиал, законченный перед самой революцией, строился в с 1913 по 1916 - т.е. в годы Первой Мировой. В связи с этим, мозаичные панно под крышей главного корпуса, разбиты на три композиции и отражают преемственность поколений. Центральная, самая крупная мозаика, показывает нам крестьянина на пахоте - символ "народности" и "православия" (на заднем плане видны церковные купола), всё по официальной доктрине! Слева от него - панно с былинными витязями, отражающими атаки кочевников. Справа - мозаика с казаками, которые гонят немецких кавалеристов. Торцы крыльев украшены орлами.

Тема богатырей и хищных птиц фигурирует и в Симбирском филиале банка, построенном раньше - в 1911 году. Сразу привлекают внимание огромные желтые совы над главным входом (символ мудрости). Место орлов на боковых "крыльях" здания занимает птица-гамаюн. Под самой крышей находятся мозаики с символом силы и мощи - профилем очередного былинного рыцаря.

А ЧТО В ЭТИХ ЗДАНИЯХ СЕЙЧАС?

Ну, Крестьянский Поземельный закрыли почти сразу после революции, так что банками оба дома быть перестали, зато "занялись" просвещением молодежи. В нижегородском филиале в 1937 году открылся "Дворец детского творчества имени Чкалова", которой существует там и по сей день.

Ульяновск.
Ульяновск.

В ульяновском здании расположился административный корпус университета. Внутреннее убранство, к сожалению, ни там, ни там полностью не сохранилось, но зайти и посмотреть еще можно.

Все статьи в "Путешествиях Ленивца" можно удобно найти здесь.
-8