Волны повествования несут меня вместе с Измаилом. Второй раз я вступила на палубу морского романа. И как много лет назад словесные волны поражают своей точностью, ясностью, безбрежной мощью.
Штиль…
Закрыта последняя страница странного романа о великом бое капитана Ахава с Белым китом, с мировым злом, с несправедливостью. Но картины произведения, живые и яркие, до сих пор будоражат сознание. Чего стоят только образы трех гарпунщиков и сами их имена: Тэштиго, Квикег и Дэггу.
Высечены они ярко: глаза индейца Тэштиго «с каким-то антарктическим блеском», негр-исполин Дэггу с походкой льва и славный малый Квикег – каннибал в татуировках. Но и что с того, философски заключает автор, в конце концов, ведь это всего лишь внешний облик, можно в любой шкуре быть честным человеком. И без одной ноги, как капитан китобойного судна «Пекод», можно быть настоящим дьяволом, одержимым местью, идущим на саму смерть.
- «Есть какая-то непонятная таинственная прелесть в этом море, чье ласковое смертоносное колыхание словно повествует о живой душе, таящейся в темных глубинах» Герман Мелвилл
«Моби Дик, или Белый кит»
Все они – китобои – идут в этом плаванье на смерть не за золотой дублон, а за возможность пришвартовать к своему короблю мифического Белового кита. Высшая цель заставляет человека побороть страх смерти. Кто из нас готов доблестно пожертвовать жизнью, самим собой и стать легендой?
Зная, что один всплеск могучим хвостом и ты за бортом вельбота, за бортом у самой удачи, а там стаи кровожадных акул, что уже приплыли на пир. Один тайфун у берегов Японии – и вот уже мачты твоего корабля полыхают, как три гигантские свечи. Но моряк, готовый все положить на алтарь судьбы, и тут увидит знамение: «наши три мачты еще будут точно три спермацетовые свечи – это добрый знак, он сулит удачу».
- «На следующее утро волнение на море еще не улеглось, и широкие, неторопливые, могучие валы катились за кормой у «Пекода», подталкивая его вперед, словно вытянутые ладони доброго великана. Сильный, ровный ветер дул так щедро, что и небо и воздух казались сплошь одними раздутыми парусами; весь мир гудел и трепетал. В ясном свете утра невидимое солнце скрывалось за белой тканью, и угадать, где оно сейчас, можно было лишь по непереносимо яркому пятну, там, где скрещенные штыки лучей сквозили, падая на палубу. Пышное великолепие царило вокруг, подобное великолепию коронованных царей и цариц Вавилона. Море казалось чашей расплавленного золота, которое пузырится, источая свет и жар». Герман Мелвилл «Моби Дик, или Белый кит»
И вот команда снова, и снова бросается в погоню за китами, разделывает огромные их туши. Китовый промысел предстает перед читателем во всех деталях. Есть в книге главы почти энциклопедические. Здесь анатомия кита, его жизнь в стае или вне ее. Киты в вековой истории.
Прослеживается весь путь левиафана, он разбирается до косточки, до самой китовой души. И если вам, как и мне, захочется проплыть этот путь с Измаилом, героем и повествователем сей истории, то смело ступайте на «Пекод». И пусть вас не пугает мрачность Ахава, грозность трех гарпунщиков и сам Белый кит! Попутного ветра!