На ловозерскую базу СХПК «Тундра» оленеводы пригнали очередную партию рогатых. Весенний кораль включает в себя кастрацию быков, биркование животных и прививку от сибирской язвы. Это ежегодные зоотехнические мероприятия, которые требуют от работников сельхозкооператива собранности и большого трудолюбия. Люди работают с раннего утра и до позднего вечера.
Олени просятся в тундру
Кораль - это такое специфическое дело, требующее большой сноровки, оперативности и осторожности одновременно. Вот смотрите: оленей пригнали вчера вечером, сегодня целый день, от зари до зари, с ними работают оленеводы и сотрудники ветеринарной службы. И все это время животные находятся в загонах без пищи и воды. А в Ловозеро они не на автобусах приехали - бежали по тундре много километров, обратно в тундру тоже добежать надо. И только там можно будет перекусить и «попить» чистого снега или воды из реки по дороге. Если учесть, что ягель сейчас труднодоступен, его нужно добывать из-под корки снежного наста, олешкам приходится трудно. Вот и торопятся люди сделать необходимые мероприятия как можно быстрее и отпустить рогатых в привычную среду.
Попутно сельхозкооператив производит недостающий до плана убой оленей. Стоит пояснить, отобранных для убоя животных, естественно, не прививают.
- Нынче задержались с убойной кампанией, это никуда не годится - на дворе март, а мы только-только завершаем ее, - признает Владимир Филиппов, зоотехник 4-й, 6-й и 7-й бригад. - По уму время убоя - декабрьянварь, ну, на крайний случай - начало февраля. К весне олени уже отощавшие, корм добывается трудно, средний вес 30-32 килограмма, а это потери.
Нынешний план составляет 3 тысячи 700 голов, он практически выполнен.
Сибирская язва добавила забот
Сотрудники Мурманской областной станции по борьбе с болезнями животных ставят прививку рогатым пациентам, работники СХПК «Тундра» пилят рога, производят кастрацию, отделяют беременных важенок от основного стада, у них не за горами, в мае, начнется отел. Подростков, живших все это время, с рождения, с мамашами, теперь переместят во взрослое стадо.
Оленеводы прививкой от сибирской язвы не оченьто довольны. И не только потому, что это дополнительная работа.
- Ослабленные олени трудно переносят прививку, я говорю это по своим наблюдениям, - уверен Владимир Филиппов.
Директор сельхозкооператива Виктор Старцев говорит, что у северных оленей нашего региона вспышек сибирской язвы никогда не было, но, как считают инициаторы этого мероприятия, профилактика все же нужна.
Ловозерские олени во время осеннего кораля прививаются от носоглоточного овода. Эта прививка одновременно защищает животных от гельминтов. Календарь прививок разделяет по времени эти процедуры и дает возможность очиститься организму рогатых обитателей тундры к убойной кампании.
Работа оленеводов - рисковое представление, сродни корриде. Рогачей группами пропускают в небольшой загон, где несколько человек работают с ними. Олени не хотят быть послушными пациентами, бесконечно кружат в тесном корале, норовят увернуться от рук. Ловко поставить бирку на ушко, спилить рог и уколоть автоматическим шприцем с вакциной в этой карусели непросто. Могут быть травмы и у оленей, и у людей. Чтобы избежать этого, требуется большое мастерство и, не погрешу перед истиной, немалое мужество.
Оленеводы вспоминают случаи, когда непокорные животные могли изменить траекторию шприца с вакциной. И рогами бык так махнуть может, что мало не покажется. Словом, работа не для слабых.
Экспорт станет прорывом
СХПК «Тундра» в этом году отметил 90-летний юбилей. 28 января 1930 года на заполярной ловозерской земле был организован колхоз. Большая славная история хозяйства вместила Великую Отечественную, послевоенное трудное время, лихие девяностые. Теперь сельхозкооператив пытается выйти на новый уровень и связывает это с получением права поставок своей продукции в страны ЕС.
Как рассказал Виктор Старцев, участие в международном проекте «КолАрктик» может помочь ловозерцам. На полученный гранд - более 2 миллионов евро - предприятие смогло приобрести специальный автомобиль для выездной торговли. Это большое подспорье для продажи оленины и изделий из нее.
Экспорт оленины в тушах в Финляндию - вот к чему стремится сельхозкооператив. Обязательные к исполнению проектные требования - модернизация оленеубойного пункта.
- Наши подрядчики из Московской области не успели с завершением модернизации, они до сих пор не поставили нам модуль охлаждения оленьих туш,- пояснил руководитель.
Кстати, с этим фактором связывается и затяжная убойная кампания.
Как говорится, рано делить шкуру неубитого медведя, но рассказать о перспективах, думается, можно. Когда предприятие все же обретет долгожданный модуль охлаждения, который рассчитан на 250 замороженных туш, он сможет выгодно торговать с зарубежными соседями, продавать до 100 тонн, оставив покупателямземлякам примерно 50 тонн мяса.
К слову, сейчас соотечественники не оченьто жалуют экологически чистый продукт - дорого! Хотя кооператив и снизил цены. Вынужден был, чтобы не потерять покупателя.
На вырученные от экспорта оленины средства «Тундра» планирует повысить зарплату, купить новые снегоходы, квадроциклы. Нуждаются в ремонтах отдаленные оленеводческие базы, много других нужд.
Ну а пока завершается очередной весенний кораль. Дело к вечеру, загоны пустеют на глазах. Около 800 голов оленей прошли медкомиссию. Готовы к строевой. Вот уже последняя десятка рогачей мчится к выгону. Особенно хороша тройка белоснежных важенок.
Опубликовано: Мурманский вестник от 12.03.2020