Найти в Дзене
ActivityEdu

Новый ФГОС для начальной школы: обманутые надежды?

Оглавление

Принятый в декабре прошлого года новый ФГОС у многих педагогов вызвал смешанные чувства: недоумение – к чему такая спешка, ведь ни одно поколение не успело обучиться по принятым прежде стандартам; радость – может, теперь будут устранены все недочеты; недоверие – потому что в последние годы все больше крепнут сомнения в том, что из-под пера чиновников может появиться что-то толковое. Оправдаются ли надежды педагогов – разбираемся вместе с учителем начальных классов с 30-летним стажем, нашим постоянным автором Анной Литягиной.

Надежда 1. Разгрузка детей

Разработчики новых ФГОС определили «конкретное содержание каждой предметной области, что делает их (ФГОС) понятными и для педагогов, и для родительского и ученического сообщества»*.
 Читаю и считаю предметные результаты по русскому языку, третий год обучения. Насчитала в подробностях 65 разных позиций-тем: устная речь, письменная речь, тип текстов, состав слов, морфология, синтаксис…

Смотрю свое планирование: 165 уроков русского языка в учебном году. Отбрасываем 10 уроков с контрольными работами. Остается 155. Делим 155 на 65. Получаем 2,5 урока на изучение каждой темы. 

Возникает вопрос: как можно усвоить правописание непроизносимых согласных за 2,5 урока на всю оставшуюся жизнь? В предметных результатах 4-го года обучения вообще эта тема не упоминается. Как можно усвоить склонение существительных за 2,5 урока? При таком объеме информации, чтобы сохранить качество обучения, нужно сокращать количество учеников в классе в 2-3 раза! 

О том, что головы детей перегружены информацией, что слишком много знаний нужно усвоить (хотя бы до ЕГЭ), что язык учебников не всегда соответствует возрасту ученика, говорят учителя-практики, родители и сами дети. Школьники за знания платят здоровьем: севшим зрением, испорченным желудком, искривленным позвоночником, неврозами и депрессией.

Еще вопросы: все эти предметные знания, внесенные в стандарт, – это базовый минимум? За усвоение этой базы какая отметка должна ставиться – тройка или пятерка? Останутся ли в программных разделах «Предметные результаты» пункты «Ученик получит возможность узнать (научиться)…»*, дающие возможность углубить свои знания, если хочется пятерку?

«Новые стандарты не содержат нововведений, увеличивающих учебную нагрузку»*. Да. Но и сокращения объема предметных знаний не произошло. Не будет никакой разгрузки. 

Надежда 2. Адекватное оценивание достижений ученика

Самая незащищенная категория учеников – дети с проблемами в обучении. Это не дети с ОВЗ, которым поставлен диагноз, даны рекомендации ПМПК и предоставлена возможность обучаться в начальной школе 6 лет вместо четырех. Это дети здоровые, но с повышенной тревожностью и мнительностью; низким темпом обучения; живущие в сложных жизненных обстоятельствах; дети из неблагополучных семей; педагогически запущенные; не созревшие для обучения, но все-таки отданные в школу родителями. Такие ученики с трудом усваивают материал, требуют больше времени на изучение материала. И они имеют право на дифференцированную оценку.

Такие дети делают в диктанте по 16 ошибок и получают два, а потом, после долгой и добросовестной работы, количество ошибок снижается до шести. Прогресс очевиден, но отметка все равно два. Как и где отметить улучшения? 

В главе II нового ФГОС «Требования к структуре программы НОО» (пункт 20.3) сказано, что система оценки должна «ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание…  предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся».

Но какая система оценки позволит мотивировать на работу человека с двойками даже при уменьшении количества ошибок? Как это можно сделать при нынешней пятибалльной системе, работающей на «вычитание», а не на «прибавление» успехов и достижений? В новом ФГОС нет ответа. 

Надежда 3. Индивидуальная образовательная траектория

Это полезная вещь для человека, не желающего терять время. Глава I, пункт 8 нового ФГОС: «Для развития потенциала обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения». Пункт 11: «Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам освоения программы начального общего образования, срок получения образования может быть сокращен».

Но как это осуществить в начальной школе? 

Во-первых, какая должна быть голова у ребенка, изучающего перегруженную программу в ускоренном темпе?

Во-вторых, в начальной школе слишком мал процент детей абсолютно здоровых и зрелых, быстро усваивающих материал, прекрасно мотивированных и самостоятельных. Это единицы, «звезды». Но, согласна, они вполне могут учиться по отдельному плану. Но как и кем должно организовываться и осуществляться сопровождение ученика при такой работе? Это делает основной учитель (он же классный руководитель) или отдельный педагог? Ребенок учится по своей программе в классе или отдельно от класса – после уроков (тогда у учителя двойная нагрузка каждый день)? Или ребенок учится дома, а в школе только сдает зачеты? 

Где числится этот ученик? Если он в составе класса, то как его индивидуальный план отражается в электронном журнале, куда закачивается планирование на весь год? Как записывать темы для этого конкретного ученика и как его аттестовывать? Можно ли переводить его из 2-го класса в 3-й в середине года? Куда выставлять его итоговые отметки?

Еще вопрос: переводить на индивидуальное ускоренное обучение можно всех желающих? Достаточно заявления родителей (не всегда адекватно оценивающих возможности своего ребенка) или нужно заключение медико-психолого-педагогического консилиума?

На сколько можно сокращать срок обучения в начальной школе? Можно пройти 4 класса за год, два, три? Есть ли ограничения?

А если ребенок отучился три года вместо четырех, пришел в пятый класс и физически и психологически не справился с нагрузкой средней школы? Возрастные особенности развития ведь никто не отменял. У вундеркиндов часто печальная судьба. Тогда что, назад в четвертый класс? 

Непонятно...

Надежда 4. «Вариативность и право на выбор»

На обсуждении нового ФГОС в Минпросе прозвучало: «Важно подчеркнуть, что проекты стандартов не нарушают вариативность и оставляют возможность для творчества педагогов»*.

Согласно ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ» учителю предоставляется «свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания» и «право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой»

Еще лет 5-6 назад учителя свободно пользовались своим правом на выбор учебников и тетрадей. Школы могли заказывать учебники разных УМК. Потом начались пертурбации с федеральным перечнем учебников – развивающие, интересные были выброшены по надуманным поводам. Потом их вернули, но настоятельно рекомендовали школам приобретать учебники и рабочие тетради одного определенного издательства. То есть фактически лишили учителей законного права выбора. То, что по некоторым учебникам невозможно учить и учиться, никого из вышестоящих не интересует.

С надеждой читаю новый ФГОС. Может, там законное право на выбор учебника подтверждается? Прочитанное вызывает недоумение.

Глава I, п.3 нового ФГОС: «Стандарт направлен на обеспечение: <…> единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе единства учебной и воспитательной деятельности», и в то же время 

«вариативности содержания программ начального общего образования, возможности формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся (включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья)». 

Как могут существовать рядом единство и вариативность? Не понимаю.

А что о праве выбора? В той же главе I говорится, что стандарт обеспечит «расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний». Этот пункт подтверждает закон об образовании. Очень хорошо. 

А что сказано во ФГОС про учебники? А вот что: «Организация должна предоставлять не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной и (или) электронной форме, необходимого для освоения программы начального общего образования на каждого обучающегося по каждому учебному предмету (дисциплине, курсу)» (гл.III, п. 26.1 нового ФГОС).

Не менее одного учебника! Однако, огромный выбор предоставляется учителю! Знаю, как финансируются школы, как штрафуются за «нарушения», как руководство может экономить средства и выполнять распоряжения вышестоящих руководителей. Один учебник и будет по каждому предмету. 

Еще момент. В начальной школе дети учатся 4 года у одного учителя. Учитель хорошо видит возможности своего класса и прекрасно знает, какая тема обычно дается легко и на нее можно сократить часы, а какая требует более глубокой проработки. В официальное планирование нельзя уложиться идеально. Жизнь вносит свои коррективы. Раньше учитель мог распределять сложные темы в планировании на свое усмотрение, учитывая особенности своих учеников. Главное, к концу 4-го класса освоить программу начальной школы.

Новый ФГОС тоже дает такую свободу выбора. Но только почему-то не всем школам, а избранным. Глава I, п. 10 ФГОС: «Организация, имеющая статус федеральной или региональной инновационной площадки, разрабатывает и реализует программу начального общего образования, соответствующую требованиям Стандарта к итоговым результатам освоения указанной программы, самостоятельно определяя достижение промежуточных результатов по годам (этапам) обучения».

Но на обсуждении проекта ФГОС в Минпросе было сказано, что «существенная содержательная часть по-прежнему остается у учителя, и он самостоятельно может выстраивать свои уроки с учетом особенностей класса»*. Какое-то несовпадение…

Что еще вызывает недоумение в новом ФГОС

  • Глава III, п. 24.3: «Информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать: доступ к <…> информации о ходе образовательного процесса, результатах промежуточной и итоговой аттестации попрограмме начального общего образования». Слова «итоговая аттестация» прочно ассоциируются с ГИА, ОГЭ, ЕГЭ. Хотят ли разработчики сказать, что на выходе из начальной школы дети должны сдавать экзамены?
  • Предметные результаты, подлежащие промежуточной аттестации, вынесены в Приложения. В Приложении 7 речь идет о предметных результатах ОРКСЭ. На данный момент обучение этому предмету безотметочное. А теперь знания по ОРКСЭ будут контролироваться и оцениваться? 
  • Глава II, п. 21.4. «Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ и оказание им помощи в освоении программы начального общего образования... осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ». Как школа может корректировать физическое развитие ребенка-инвалида, например? Ограничить занятия физкультурой соответственно группе здоровья – да. А еще как? Как осуществить помощь в части «медико», если в некоторых школах медсестра бывает раз в неделю?
  • «Структура новых ФГОС позволяет существенно снизить нагрузку по отчетности, которая ранее ложилась на педагогов»*. Я не нашла ни слов про снижение нагрузки, ни перечня отчетных документов.

Уверена, что коллеги добавят в мой список и пятое, и шестое, и седьмое…

«Работа над обновлением шла более полутора лет, и по ее итогам получено более ста официальных заключений экспертных организаций, а также отзывы всех регионов страны, выводы которых положительно характеризуют содержание образовательных стандартов»*.

Ни слова о том, что отрицательных отзывов было в несколько раз больше. А если бы пригласили для обсуждения учителей-практиков, проект ФГОС пошел бы на дно. Потому и не пригласили?

«Это ключевой документ, отображающий суть школьной программы, на который ориентируются все школы и педагоги страны»*. 

Документ принят с последующей доработкой и утверждением. Педагоги должны ориентироваться на недоработанный документ? На полуфабрикат? «Я угощаю тебя супом, правда, он требует варки. Это нестрашно. Ты ешь, я потом доварю». Так?
С чем связана такая спешка? 

Вместо заключения

Приведу два комментария с просторов Интернета:

Ребята, скоро будет еще один новый (ФГОС), так стоит ли горячиться и переживать (из-за этого недоработанного)?» Разумно. ФГОСы у нас пекут, как пирожки.

И крик души всех здравомыслящих людей: 

Единственное, что требуется образованию, – это чтобы его оставили в покое лет на 15. Потому что все нововведения последнего времени – это погружение тела в болото при любых телодвижениях.

*Источник цитирования: Материал на сайте Министерства просвещения «Совет по ФГОС при Минпросвещения России одобрил новые школьные стандарты с последующей доработкой и утверждением»  от 28.11.2019 г.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.