Вы никогда не задумывались, почему любой заболевший, допустим, гриппом, стремится вылечиться, а алкоголик, даже понимая, что он зависим, почему-то не спешит обратиться за помощью? И не только алкоголики, но и больные так называемыми социальными болезнями - венерическими, туберкулёзом, зависимостями. Почему многие обиженные «злой судьбой» больные сифилисом, ВИЧ, гепатитом целенаправленно начинают «мстить» здоровому человечеству, заражая половых партнёров, вовлекая в зависимости окружающих? Как убедить их начать лечение? Об этом наша беседа с врачом-наркологом Рамилем СИНГАТУЛЛИНЫМ.
- Понятно, что начинающий наркоман уверен, что сам сможет остановиться, когда захочет. Удаётся ли таких убедить обратиться за помощью?
- Да, такие зависимые на начальной стадии, бывает, под давлением близких соглашаются на лечение. Знаю случай, когда наркозависимый приехал в реабилитационный центр с большим запасом дури и искренне считал: раз он платит за своё лечение, значит, и лечиться может по своим правилам. В современном обществе срабатывает стереотип: за деньги можно всё. Так у того парня отобрали весь запас, его очистили, а через неделю он устроил истерику, и родители забрали его из центра. Такое «лечение» называется формальным. Родственники собираются, уговаривают, запихивают зависимого в наркологию и реабилитационный центр, а дальше - как в пословице: «Васька слушает, да ест». Да, он лечится, но формально - не для себя, а для того, чтобы от него отстали. Поэтому мало убеждений близких. Важно осознание самим зависимым необходимости лечения.
- Какие же найти слова, что бы это осознание произошло?
- Намного легче лечить человека, если он признаёт свою болезнь. Если нет - придётся ждать, когда у человека появятся проблемы, и слова тут не помогут. Алкоголики, например, признают себя больными, когда что-то серьёзное случается с их здоровьем. Или после устроенного по пьяни пожара, или после реальной угрозы ухода жены, или потери чего-то ценного, или увольнения. Чуть легче убедить лечиться, если зависимый утверждает, что сам сможет справиться. Значит, он признаёт, что болен.
- Что конкретно могут сделать родители, жёны зависимых?
- Когда человек убеждён, что справится сам, даём ему срок, чтобы он завязал, и выставляем ограничения. Пригрозила, что после срыва уйдёшь от него или выгонишь из дома, или сдашь в полицию - выполни! Не отвечай на уговоры, поменяй замки, уезжай в санаторий или к родственникам в другой город. Оставь его один на один со своей проблемой. Через поставленный срок станет ясно - готов ли он пожертвовать семьёй ради пристрастия. К сожалению, эти правильные и действенные рекомендации выполняются родными крайне редко. Это трудно. Но если человек продержался какое-то время - начинаем убеждать его пройти реабилитацию, чтобы, вернувшись к привычной жизни, не сорваться вновь. Между прочим, в реабилитации нуждаются не только наркоманы и алкоголики, но и трудоголики, сексоголики, люди с ожирением и другими зависимостями, а также близкие зависимых.
- Почти все наркоманы, судя по их откровенным рассказам в СМИ, сподвиглись к лечению, лишь когда достигли пресловутого дна.
- Да, есть понятие дна, достигнув которого, человек отталкивается и стремится только ввысь - к избавлению от зависимости. Но тут важно, чтобы у человека, достигшего дна, к этому времени сохранились мозги и самокритичность. Уровень дна и зависит от самокритики, воспитания, духовных ценностей личности. Для кого-то дно - это угроза развода, для другого - потеря человеческого облика, для третьего - угроза стать бомжем, для четвёртого - лишение свободы.
- А вообще как лечат наркоманов и алкоголиков?
- В несколько этапов. Первый - снимаются похмелье и ломка, потом более или менее стабилизируется соматико-неврологическая система, и затем начинается реабилитация. Реабилитация - это всегда помощь знающих людей. В процессе реабилитации даются знания и навыки отказа от зависимости и навыки поведения и социализации. Крайне желательно после этого посещать группы встреч анонимных алкоголиков или наркоманов.
- Родные зачастую идут простым путём: вшивают алкоголику или наркоману «торпеду» без всякой там реабилитации…
- «Торпеда» не даёт полного понимания того, что происходит с зависимым, не лечит. Для устойчивой ремиссии обязательно нужна реабилитация. Гений, конечно, сможет самостоятельно пройти весь её курс, и такие гении изредка попадаются. Бывают сильные люди, которым кажется, что они окончательно завязали, но позже наркоманы становятся алкоголиками, переходят на анашу - зависимость вновь забирает человека.
- А могут помочь кардинальные меры, например, полная изоляция?
- Да, иногда близкие изолируют наркомана от общества на долгий срок. Знал семью, родители сначала держали сына в подвале гаража, кормили, выводили на воздух только ночью. Потом они специально купили квартиру, поставили решётки и железные двери, чтобы исключить всякое общение сына с прежним окружением и миром. Когда они выпустили «полностью завязавшего» сына, он не продержался и дня. Изоляция без психотерапевтической работы ведёт к скрытой агрессии. Выйдя на «волю», такие затворники быстро срываются. Не срабатывают и запугивания. Ведь человек, начавший принимать наркотики, полностью теряет волю и получает непереносимые страдания без приёма наркотиков.
- Кого легче всего убедить лечиться?
- Того, кто сам просит помощи, осознаёт своё бессилие перед проблемой. Остаётся лишь настроить его на сложную, кропотливую, но интересную работу над собой.
- А если человек вовсе опустил руки?
- Я немало встречал тех, кто просит не мешать им употреблять, дать умереть. Это может быть и манипуляцией окружающими, и неверием в себя. В этом случае поможет тот, кто уже прошёл успешно путь реабилитации, - волонтёры. Они работают в реабилитационных центрах, в группах анонимных наркоманов и алкоголиков. Хорошо, если искреннее желание завязать приходит, когда организм человека ещё окончательно не разрушен. В принципе, каждый перестаёт употреблять, и некоторым это удаётся при жизни.