Так случилось, что в 30-50-е годы 12 века в Полоцком княжестве был расцвет феминизма и матриархата. Княгини-правительницы взяли власть в свои нежные ручки и и не выпускали пару десяток лет. А дело было так…
Полоцкая ветвь Рюриковичей началась с сына князя Владимира Крестителя. До этого в Полоцке правил князь Рогволод. Как известно, Владимир в свое время изнасиловал Рогнеду (дочь Рогволода) на глазах её родителей и братьев, потом её семью убил, а на ней женился. Несколько лет она рожала ему детей, но однажды, когда князь приехал к ней в сельцо Лыбеди, княгиня наконец решилась отомстить и хотела его заколоть. Но Владимир успел проснуться и отвести удар. За покушение на правителя Руси грозила смертная казнь, разгневанный Владимир хотел убить жену мечом, но тут прибежал их первенец Изяслав и стал защищать мать тоже с мечом в руках. Владимир не хотел убивать мать на глазах у малолетнего сна и решил вернуть ей землю её предков. Так Рогнеда с сыном вернулась в Полоцкую землю, где в верховьях реки Свилочь был построен город Изяславль. С этих пор тут правят Рюриковичи, которые считают себя Рогволодовичами.
Один князь сменял другого, Киев практически не трогал вассальный Полоцк, жил с ним в мире. Но с 1125 по 1129 годы началась феодальная усобица и полоцких князей лишают престолов, имущества и ссылают в Царьград. А в Полоцк присылается новый князь – Изяслав – Пантелеймон, который вскоре перебрался в Переяславль. Полоцкий престол снова опустел.
И вот тогда на политическую арену выходят княгини. Это был настоящий расцвет феминизма и матриархата. Археологи при раскопках в Полоцке и округе нашли три личные княжеские печати. Так стало понятно, что пока мужчины в ссылке, оформлением официальных документов с прикреплением личных печатей вместо подписи в Полоцке занимались женщины. Сначала этим занималась супруга сосланного князя Святослава Всеволодовича - княгиня Софья, которая по одной из версий была дочерью Владимира Мономаха. Она правила до возвращения сына, который к тому времени единственный, кто остался в живых. Дочь Софии - Предслава всегда была рядом с ней и активно помогала в управлении княжеством. Ей не мешал даже постриг в монахини, вместе с которым она приняла имя Евфросинья. Кстати, Полоцк знал и другую Предславу - мать князь Рогволода, о котором мы писали выше. Та Предслава была настоящей правительницей и практически легендарной покровительницей города. А Предслава -Евфросинья впоследствии за свои заслуги перед православной церковью была канонизирована.
Итак, в 1132 году в Полоцк из изгнания возвращается мужская часть семьи, к власти приходит сын Софии Василько, но он еще слишком юн и неопытен, чтобы передать ему все рычаги правления. Видимо, к тому моменту сама София либо уже умерла, либо ушла в монастырь. Потому что Васильку помогает править его сестра Предслава -Евфросинья, которая к тому моменту стала настоящим символом независимости Полоцка. В целом она полвека оказывала немалое влияние на политику своей территории и всей Восточной Европы. Благодаря поддержке Византии она стала достаточно весомой фигурой для того, чтобы выступать миротворцем и рассылать в другие города Руси документы от своего имени и со своей печатью. Например, её печать была найдена в Новгороде.
К Предславе прислушивались даже при назначении епископов и князей. Когда начались феодальные распри и многие князья стали выступать против главенства Киева, именно княжна сгладила междоусобицу. Предслава - Евфросинья также строила храмы, монастыри, занималась развитием города и просвещением его жителей. Сегодня она одна из почитаемых святых Беларуси.
Между прочим, владение личной печатью позволялось женщинам по всей Руси. Личные печати имели, например, мать Владимира Мономаха и жены других киевских князей. Так что уже в начале летописной истории Руси женщины отличались образованностью, читали книги, цени ум и мудрость, их почитали и к ним прислушивались. Русские дамы из правящих элит смягчали напряженные династические и внутрисемейные отношения, в том числе и в самые тяжелые для княжеств времена.