С древности люди приписывали исчезновение кораблей действиям потусторонних сил и подводных чудовищ. С веками количество морских легенд не уменьшилось.
Легенды о кораблях-призраках времен Античности и раннего Средневековья почти не известны. Кораблей было сравнительно мало, а их конструкция не позволяла судам оставаться на плаву без команды длительное время.
Первые более-менее реальные сведения о кораблях мертвецов датируются XIV веком. Эпидемии чумы, унесшие до трети населения Европы, не щадили и экипажи входивших в порты судов. По одной из версий, именно среди историй о чумных кораблях стоит искать истоки легенды о знаменитом «Летучем голландце».
Уже в XVIII веке ученые объясняли рассказы о многочисленных встречах с «Летучим голландцем» такими природными явлениями, как морские миражи и огни святого Эльма, при которых мачты и реи обычных кораблей мерцают в темноте.
Распространению легенды о корабле-призраке способствовала новая эпидемия чумы в Европе. В 1730 году английская эскадра открыла огонь по голландскому торговому судну, на борту которого находился больной чумой. Кораблю нигде не давали причалить. 23 оставшихся в живых матроса нигде не могли сойти на берег. Все эти истории укрепляли веру моряков в реальность «Летучего голландца» и в то, что встреча с ним сулит неминуемую гибель.
К XIX веку корабли стали настолько прочными, что могли оставаться на плаву без команды долгие годы. Возросла и оживленность морских путей. Начиная с 1850-х годов стали регулярно отмечаться встречи со странными кораблями, причем все эти случаи были задокументированы.
4 декабря 1872 года в 600 милях к западу от Гибралтара капитан американского корабля «Деи Грация» Дэвид Морхауз заметил бригантину «Мария Целеста». Морхауз был знаком с капитаном «Марии Целесты» Бенджамином Бриггсом и поприветствовал товарища сигналом. Бригантина не отозвалась. Приблизившись к ней и поднявшись на борт, моряки «Деи Грации» обнаружили, что бригантина пуста.
Команда явно покидала судно в спешке: на столе капитана лежал открытый судовой журнал, в ящике стола остались деньги и драгоценности.
Штурман и три человека из команды «Деи Грация» довели «Марию Целесту» до Гибралтара. Весть о корабле-призраке тут же стала мировой сенсацией. Газеты строили самые невероятные предположения об исчезновении команды.
В 1902 году в Атлантическом океане обнаружили немецкое судно «Фрея» без экипажа. Полузатопленный корабль имел резкий крен на левый борт, стеньги были сломаны. При этом на всём пути «Фреи» из Мексики сильных штормов не наблюдалось. Бывалые моряки объясняли отсутствие экипажа просто. Повреждения корабль явно получил из-за шторма, который могли проворонить несовершенные метеорологические устройства того времени. Радиосвязь отсутствовала, подать сигнал бедствия экипаж не мог и предпочел покинуть гибнущий корабль на шлюпках. По злой иронии судьбы «Фрея» не затонула, а шлюпки, видимо, погибли.
В XX веке сведения о кораблях призраках появлялись примерно раз в пять лет. Некоторые из них стали широко известны. 31 января 1921 года у берегов Северной Каролины нашли пустую шхуну «Кэрролл Диринг» с поврежденным рулём. Расследование не дало результатов. Скорее всего, шлюпка с командой, покинувшей судно после повреждения, была отнесена течением далеко в океан.
В 1959 году на дне Бискайского залива обнаружили совершенно целую, герметично закрытую пустую подводную лодку. Позже выяснилось, что она просто оторвалась от буксира при транспортировке и легла на грунт.
В XXI веке в историях о кораблях-призраках стали встречаться русские имена. В январе 2013 года старый пассажирский лайнер «Любовь Орлова», проданный на слом в Доминикану, оторвался от буксира и отправился в круиз по Атлантике без экипажа и туристов. В течение нескольких месяцев его не раз встречали корабли разных стран.