Есть фильмы, которые просто не нравятся (такие не будешь пересматривать), а есть картины, к которым возвращаешься время от времени, смотришь, но испытываешь при этом глухое раздражение.
Фильм "Гардемарины" (первую часть) я и люблю и не люблю одновременно, остальные 2 части - это вообще несмотримое зрелище (для меня).
Объясню, почему люблю.
В фильме подобралась замечательная плеяда актеров. Могу бесконечно пересматривать игру Евгения Евстигнеева. Он сумел создать очень яркий и запоминающийся образ канцлера Бестужева. Хорош Владислав Стржельчик в роли Лестока. Ярок и харизматичен Александр Абдулов, сыгравший графа Лядащева.
Молодежь тоже неплохо играет, хотя берут, конечно, скорее обаянием молодости, чем талантом. Уже тот факт, что за Жигунова говорит Олег Меньшиков, а за Лютаеву - Анна Каменкова, явно свидетельствует о том, что не дотягивают молодые люди до своих ролей. Хотя, повторюсь, играют неплохо. Стараются.
Также мне в этом фильме импонируют актеры второстепенных ролей. Например, Нелли Пшенная в образе Анны Бестужевой. Сцену, когда она идет на эшафот и, срывая с груди крест, передает его палачу, считаю одной из самых сильных в картине.
А какой замечательный образ сумела создать Римма Маркова! Настоятельница женского монастыря мать Леонидия в ее исполнении - это киношедевр.
Также мне нравится литературный материал, положенный в основу фильма (роман Нины Соротокиной "Трое из Навигацкой школы"), сам сюжет и закрученная интрига.
Что раздражает?
Излишняя сентиментальность, рассчитанная на нервных барышень и подростков; нелепый грим (когда у мужчин отчетливо видны тени на глазах и губная помада); нарочитый пафос в некоторых сценах, доходящий до абсурда; комкание и обрывание отдельных сюжетных линий (помните, как князь Черкасский похитил и увез штык-юнкера Котова - так и не объясняется, чем всё это закончилось).
Есть еще много минусов, переводящих "Гардемаринов" из разряда качественного игрового историко-приключенческого фильма в сентиментальную женскую драму.
Но за блестящую игру Евстигнеева, Стржельчика, Абдулова, Павлова, Марковой, Химичева и других "мастодонтов" советской актерской школы готов простить фильму всё.