Найти в Дзене

Российско-японский диалог в контексте поправок в Конституцию о запрете на отчуждение территорий

12.03.2020 • Владимир Петровский,  доктор политических наук, действительный член Академии военных наук,  главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН
12.03.2020 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН

В связи с изменением и внесением поправок в Конституцию в России активно обсуждалась, в частности, поправка, которая запрещает отчуждение российских территорий. Судя по всему, она будет вынесена на голосование 22 апреля. Неудивительно, что эта поправка вызвала интерес и за рубежом, прежде всего в Японии, где по-прежнему рассчитывают на возвращение т.н. «северных территорий». В отличие от подавляющего большинства категоричных алармистских комментариев в японской прессе на эту тему, «Санкэй симбун» пишет: «В эту поправку внесена формулировка «за исключением случаев проведения демаркации или редемаркации границ с соседними государствами». Таким образом, просматриваются перспективы того, что вопросы переговоров по японским «северным территориям» могут считаться не противоречащими новой Конституции».

Насколько оправдана такая интерпретация обсуждаемой поправки? «Действия, направленные на отчуждение территорий, а также призывы к таким действиям, не допускаются», - сказано в президентской поправке, и при этом действительно отмечается, что речь не идет о делимитации, демаркации, редемаркации госграницы.

Япония, претендуя на южные острова Курильской гряды, ссылается на советско-японскую Декларацию от 19 октября 1956 г. «О прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений», по которой СССР обязался передать о-ва Шикотан и Хабомаи. Декларация была ратифицирована парламентами двух стран и формально не отменена. И в этой связи уместно напомнить, что другая президентская поправка в Конституцию РФ говорит о том, что Россия является правопреемником СССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза в отношении членства в международных организациях и международных договорах.

Однако в Токийской декларации также указывалось, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией. Помимо этого Советский Союз также не устраивало наличие американских военных баз на японской территории.

И сегодня основным препятствием по достижению прогресса в вопросе об островах и о мирном договоре является неготовность японской стороны учитывать стратегическую озабоченность России по поводу статуса четырех островов Южнокурильской гряды. В частности, Россия хотела бы получить гарантии нейтрального статуса этих территорий и неразмещения на них военных баз США.

Главное же в том, что российская сторона, рассматривая вопрос о заключении Мирного договора с Японией, настаивает на признании японской стороной итогов Второй мировой войны, на что та не идет вот уже много лет. И такие настроения, к сожалению, глубоко укоренены в сознании японского истеблишмента и экспертного сообщества до сих пор. Вышеупомянутая газета, например, цитирует мнение профессора Ниигатского университета С. Хакамада о том, что «если премьер-министр Японии Синдзо Абэ примет участие в праздновании Дня Победы в этом году, это станет признанием агрессивного искажения истории Россией и ее жесткой политики в отношении Японии».

С российской же точки зрения, такие формулировки можно применить именно к позиции японской стороны, а история, кстати, помнит случаи, когда она менялась в Токио в угоду политической конъюнктуре. Вот А. Кошкин, пишет о том, что весной 1945 г. в связи с опасениями участия Советского Союза в войне с Японией на стороне союзных держав среди японского руководства стали разрабатываться планы «заинтересовать» советское правительство уступками, на которые мог бы пойти Токио в обмен на сохранение Москвой нейтралитета и согласие выступить посредником в переговорах о перемирии, включая отказ от Сахалина и Курил.

Некоторые японские эксперты, например, М. Сато, полагают, что даже после внесения поправок есть два способа урегулировать эту проблему так, чтобы передача Хабомаи и Шикотана не противоречила российской Конституции. «Первый способ: подтвердить, что в Ялтинском соглашении от февраля 1945 года была зафиксирована передача японских островов СССР, а в соответствии с Сан-Францисским мирным договором, Курилы, от которых отказалась Япония, не включают Хабомаи и Шикотан. Передача Россией Японии Хабомаи и Шикотан это не отчуждение территорий, а результат демаркации границ, поэтому это не будет противоречить Конституции России. Второй способ: поскольку Советско-японская декларация - это международное соглашение, подписанное задолго до утверждения российской Конституции, на нее не должны распространяться положения Основного закона России.

В любом случае, оговорка президентской поправки о том, что делимитация, демаркация и редемаркация госграницы не подпадают под отчуждение территорий - весьма существенна и необходима. Примеры в прошлом уже были, например, как действовало бы российское руководство, рассматривая вопрос о демаркации российско-китайской границы в 2005 г. или российско-норвежской границы в 2010 г.?

Однако в случае с Японией формальная сторона дела, когда и если президентская поправка будет принята, менее важна, чем содержательная. Российско-японский диалог о заключении Мирного договора по-прежнему возможен и может завершиться результатом, устраивающим обе стороны, если удастся вернуться к условиям Токийской декларации с учетом новых реалий. Именно об этом, на мой взгляд, говорит президентская поправка в Конституцию РФ.

Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.