«Платон» – это российская система взимания платы с большегрузных автомобилей. Она работает с 2015 года.
Система устроена таким образом, что каждый грузовой автомобиль с массой более 12 тонн платит за свое передвижение по дорогам. По официальной информации, эти платежи позволяют компенсировать затраты на ремонт асфальтового покрытия.
Сейчас в «Платоне» находятся более 500 тысяч клиентов, а размер автопарка, подключенного к системе, перевалил за 1 миллион 250 тысяч грузовиков.
Каждому работнику транспортной сферы, так или иначе связанному с «Платоном», нужно знать, как работают тарифы системы и из чего они складываются. Объясним подробнее.
С 1 февраля 2020 года, каждый грузовик, подпадающий под критерии «Платона», должен платить 2 рубля 20 копеек за каждый пройденный километр. Такой тариф был утвержден Правительством РФ в 2019 году.
Для примера: грузовик, проехавший расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга, будет обязан заплатить по новому тарифу 1 551 рубль.
По планам программы, стоимость километра будет меняться каждый год, в зависимости от инфляции. Обновление тарифы происходит 1 февраля каждого года. В 2021-ом тариф будет повышен на 15 копеек, до 2.35 рублей.
Тариф складывается из нескольких составляющих:
- Базовый размер платы за каждый пройденный километр. Он всегда одинаков – 3 рубля 73 копейки
- Коэффициент, установленный программой. На него умножается базовая плата
- Накопленный ИПЦ – индекс потребительских цен. Этот параметр отображает, как меняются цены в России. То есть, привязан к инфляции. Он вычисляется Федеральной службой государственной статистики
Стоимость километра считается так: берется базовый размер и умножается на коэффициент. Затем к получившемуся значению прибавляется то число, которое показывает рост ИПЦ за прошедший год. Получается значение нового тарифа.
Привязка к ИПЦ, как заявляют операторы системы, позволяет системе оставаться актуальной и приносить в бюджет соответствующую сумму.
По данным Росавтодора, за все время своей работы, «Платон» уже принес в казну государства 77 миллиардов рублей. Эти деньги пошли на ремонт 2000 километров дорог по всей России, плюс были построены более 30 мостов.
Всего участники системы проехали 1.18 миллиарда километров. В проекте участвуют 1.28 миллиона грузовиков, на которые приходятся 942 тысячи бортовых устройств. По данным «Платона», 90% автопарка всех российских перевозчиков подключены к бортовым устройствам системы.