В знаменитом фильме-мелодраме "Цыган" (1979), посвященном описанию жизни Будулая, есть сцена яростного конфликта с участием женщин.
Клавдия (Клара Лучко) и ее подруга Катерина (Нина Русланова) вступают в ожесточённое противостояние, в качестве оружия используя только что выстиранное белье (1-я серия, примерно с 47-й по 50-ю минуту).
Проведём небольшой психологический анализ. Этот фрагмент фильма - неплохой пример некоторых типичных особенностей многих конфликтов, которые стоит выделить.
Пустяковый, на первый взгляд, повод
Под проливным летним дождём Катерина подсаживается под крышу у Будулаю и начинает ворковать;
- Примешь меня в цыганки? Ты мне нравишься, вообще, мне нужен такой хозяйственный мужик. А?
Дочь Клавдии предполагает продолжение общения в форме поцелуев, и Клавдия спешит предотвратить нежелательное развитие событий.
- Гулящая!
Катерина тут же забывает о цыгане и медленно направляется к Клавдии.
- Что-что? Что ты сказала?! Подожди, подруга, ты что язык распускаешь? За ты, с..а!
- Ах ты, так?!
Женщины достают из корзины тряпки и начинают бельевую дуэль, хлеща друг друга.
Ослепление яростью, превышение мер самообороны
Доходит до того, что обе падают по грязной земле под дождем, уже не думая о целях своего противостояния. Противницы настолько поглощены борьбой, что процесс становится самодостаточным, затмевая цели.
Внезапное завершение
Сражение заканчивается неожиданно. Включается разум, бывшие противники уже плачет и обнимают друг друга.
Что же мы делаем?
Первой приходит в себя зачинщица. Клавдия инициирует новый режим восприятия, и от агрессии переходит к жалости.
- Господи, что же это? Что же это, Катя? Я же не хотела, миленькая.
- Уйди! Ну уйди же!
- Катя, ты же первая начала, Я же не хотела.
- Отстань! Отстань от меня.
- Ну дай я тебя отряхну, Катя. Ну прости меня.
Возникает и усиливается процесс эмпатии: сопереживание, взаимопонимание. Воскресли прежние, сильные дружеские чувства.
- А Будулай и правда справный мужик. Я даже очень тебя понимаю.
- Нет. На меня никакого внимания не обращает. Он больше тебе симпатизирует, на меня никакого внимания не обращает. Я же вижу.
До сознания доходит абсурдность ситуации, женщины вспоминает о своих дружеских отношениях. И вскоре даже начинают смеяться, окончательно стирая значимость недавней ссоры.
- Нюрка, пошли, перестираем.
- Может, помочь? Тяжело.
Получается, данное противостояние оказалось даже полезным, поскольку помогло прояснить отношения и (возможно) избежать появления любовного треугольника.
Похожая сцена
Интересно сравнить данный конфликт с конфликтом между Надей и Раисой Захаровной в фильме "Любовь и голуби".
Там женщины тоже вступают в противостояние, и дело тоже доходит до рукоприкладства. Скандал завершается так же неожиданно, однако вовсе не объятиями и общим плачем, а решительным уходом одной из участниц. Ведь Раиса Захаровна вовсе не была подругой Надей, и даже не принадлежала к деревенской культуре.
Да и начинался конфликт иначе: Надя лишь постепенно осознала, кто перед ней, и только потом набросилась на разлучницу.
Самый похожий момент: резкое осознание абсурдности и бесперспективности столкновения. И как результат, завершение конфликта.
То есть эффект исчезает, проходит после вмешательства разума. Разум побеждает эмоции, берёт под контроль поведение.
Вина мужчины
Вопреки песне Ирины Понаровской "Женщина всегда права", мужчина не всегда виноват.
Можно ли винить Василия из "Любовь и голуби" в потасовке между Надей и Раисой? Только отчасти. Ведь Раиса Захаровна по собственной воле явилась для "гармонизации" отношений. Конечно, Вася проявил слабоволие, вляпавшись в курортный роман, но и расплатился за это сполна, понеся значительный моральный ущерб.
Ну а "вина" Будулая, в конфликте между Клавдией и Катериной еще более сомнительна. Он никого не провоцировал, всего лишь благосклонно слушал речи деревенской женщины. Плюс покормил ее с ложечки, в шутку надел ей свою шляпу. Имел право, ведь с Клавдией Булулая тогда не связывали никакие отношения.
Резюме
Перед нами основные фазы многих конфликтов: начало по пустяковому поводу, доведение до абсурда, внезапное просветление и примирение. Изучая эти фазы, мы можем лучше понять другие конфликты, увидеть оптимальные стратегии поведения и избежать ошибок.
А что вы думаете об этом конфликте и о советском фильме "Цыган"?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.