Найти тему

История спортивных автомобилей СССР

1. ГАЗ-ГЛ-1

Разработанный и выпущенный на Горьковском автомобильном заводе в 1938 году ГАЗ-ГЛ-1, является первым советским гоночным автомобилем. Было выпущено всего два экземпляра, а построен он был на базе серийного автомобиля ГАЗ-М-1.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1
 ГАЗ-М-1
ГАЗ-М-1

Автомобиль получил свое название ГАЗ-ГЛ-1 (Гоночная Липгарта) в честь главного конструктора Горьковского автомобильного завода Андрея Александровича Липгарта.

А. А. Липгарт
А. А. Липгарт

На первый экземпляр автомобиля установили серийный двигатель от ГАЗ-М-1, который форсировали путем увеличения диаметра клапанов и установкой новой головки блока цилиндров, что позволило повысить его мощность с 50 л.с. до 65 л.с. Испытатель завода ГАЗ, Аркадий Николаев, смог разогнать этот экземпляр до 147 км/ч.

Для автомобиля второй модификации в 1940 году, за основу был взят другой, более мощный 6-цилиндровый двигатель с объемом 3,4 литра от автомобиля ГАЗ-11-73, на который было установлено два карбюратора , что позволило повысить его мощность до 100 л.с. Так же немного изменили внешний вид, на автомобиль была установлена закрытая обтекаемая кабина и изменена облицовка радиатора.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1

На ГАЗ-ГЛ-1 второй модификации в 1940 году, испытателем Аркадием Николаевым, был поставлен всесоюзный рекорд скорости 161,87 км/ч. В планах было провести работу над третьим поколением гоночного автомобиля, но в 1941 году началась Великая Отечественная война и работы были прекращены, а все автомобили ГАЗ-ГЛ-1 были утрачены.

Но на этом история автомобиля не заканчивается. В 1978 году советский художник Александр Захаров благодаря архивным фотографиям воссоздал облик первого советского гоночного автомобиля, рисунок был опубликован в журнале «За рулём». В 2006 году фирма «Кузовная мануфактура Александра Бушуева» начала воссоздание автомобиля, ориентируясь в том числе на рисунок Захарова. В создании репликара применялись детали от старых ГАЗ-М-1. В 2010 году автомобиль был готов, и в настоящее время располагается в экспозиции музея ретро автомобилей на Рогожском Валу в Москве.

2.ГАЗ СГ-1 «победа спорт»

Автомобиль ГАЗ СГ-1 «победа спорт» был создан на Горьковском автомобильном заводе в 1950 году, под руководством Алексея Андреевича Смолина, для гоночных соревнований. Инженеры как и с ГАЗ-ГЛ-1 пошли проверенным путем и за основу взяли, тогда выпускавшийся серийный автомобиль Победа М20. За довольно короткое время было создано 5 машин. По факту автомобиль претерпел только внешние изменения, он получил более аэродинамический кузов, по отношению к серийному, дюралевые обтекатели и скрытые колесные арки.

ГАЗ СГ-1 «победа спорт»
ГАЗ СГ-1 «победа спорт»

Вот только практически вся техническая начинка, в первом образце "победы спорт" осталась не тронута за исключением двигателя. Инженеры ГАЗа увеличили объем стандартного двигателя почти до 2,5 литров, добавили второй карбюратор и на выходе получили, что мощность силового агрегата возросла с 55 л.с. до 75 л.с.

ГАЗ СГ-1 «победа спорт» (двигатель)
ГАЗ СГ-1 «победа спорт» (двигатель)


Первый готовый автомобиль «Победа Спорт» сразу же принял участие в соревнования в составе гоночной команды ГАЗа. К 1951 году появилось еще два автомобиля. Все три опытных образца дополнительно оснастили роторными нагнетателями для увеличения мощности, а на две последних машины установили по одному двухкамерному карбюратору (вместо двух однокамерных). Благодаря таким «переделкам» мощность серийного двигателя возросла почти в два раза и составила 105 л.с. Максимальная же скорость автомобиля достигала 190 км/ч.
В 1951 году появился еще один экземпляр «Победа Спорт». Но на нем не стали использовать традиционный двигатель, а оснастили экспериментальным 2,5-литровым четырехцилиндровым силовым агрегатом. Его мощность была меньше, чем в предыдущих «экспериментах» и составляла всего 94 л.с. Максимальная скорость четвертого ГАЗ-СГ1 достигала всего 164 км/ч. Но экспериментальный двигатель оказался более экономичным, хотя в то время о расходе топлива мало кто задумывался.
К 1955 году конструкторы собрали еще одну машину, на которую установили двигатель ГАЗ-21. И хотя на пяти машинах разработка ГАЗ-СГ1 прекратилась, на их основе были созданы последующие модификации: СГ2 и СГ3.

Кстати на одной из «Победа Спорт» были установлены три всесоюзных рекорда скорости на дистанциях 50, 100 и 300 км.

3. ЗИЛ-112С (AC Cobra по советски)

ЗИЛ-112С (ЗИС-112С) - советский спортивный автомобиль завода имени Лихачева. Работа над проектом ЗИЛ-112 началась в 1957 году, а первый экземпляр увидел свет спустя 4 года в 1961 году. Осенью того же года он впервые принял участие в гонках.

ЗИЛ-112С (ЗИС-112С)
ЗИЛ-112С (ЗИС-112С)

Автомобиль имел переднюю пружинную независимую подвеску, на двух поперечных рычагах от волги и заднюю независимую, пружинную. Под капотом имел двигатель V8 рабочим объемом 6 литров с двумя четырехкамерными карбюраторами развивал 240 л.с., а версия с рабочим объемом 6,95 литров развивала сначала 270 л.с., а потом 300. Коробка передач была от ЗИС-110, с облегченным алюминиевым картером. Тормоза — дисковые, задние тормоза расположены у главной передачи для уменьшения неподрессоренных масс. Максимальная теоретическая скорость 260-270 км/ч. Реально достигнутая скорость 230 км/ч. Разгон с 0 до 100 км/ч занимал 9 секунд.

Всего было изготовлено 2 таких автомобиля в 1961 и 1962 году. Они были испытаны в скоростных заездах на соляном озере Баскунчак в Астраханской области, и на рекорд средней скорости в 24-часовом заезде на Дмитровском полигоне, а так же на ЗИЛ-112С в 1965 году Геннадий Жарков стал чемпионом СССР.

Хоть автомобиль получился довольно удачным, говорить а каком-то серийной производстве конечно же не приходится, в те времена была иная политика и все сомнительные и не выгодные по мнению государства проекты не имели право на жизнь.(как будто сейчас что-то изменилось)

На данный момент единственный сохранившийся ЗИЛ-112С стоит в Рижском мотормузее .

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Всем спасибо за внимание и пока!

P.S, И да подписывайся на канал)