В статье мы рассмотрим тему любви как будто это философская категория. Форма познания, так сказать. Что значит любить и всегда ли любовь сопровождается страданием?
Философы и поэты, художники и писатели-романтики возвели любовь до уровня титанической движущей силы, которая в частностях индивидуальных мотивов, управляет всем ходом развития человечества. Также есть мнение, что любовь является самым прекрасным чувством в жизни каждого человека. Это чувство наполняет людей духовной энергией. Философия любви является сферой очень специфических раздумий, которые пытаются, с одной стороны, осмыслить природу любовного чувства, понять и оценить его роль и назначение в жизни и творчестве человека. А с другой — вероятно уничтожить это чувство.
С самого начала человечества возникает вопрос, что такое любовь и является ли любовь страданием? Многие психологоги дают весьма поверхностное обозначение, что такое любовь. Зачастую пишут, что это чувство, которое свойственно человеку, большая привязанность к другому человеку или же объекту, то есть глубокая симпатия. Некоторые нейробиологи и могут назвать вам пару формул, и непонятных названий каких-то телесных жидкостей, которыми обусловлены все внутренние “бабочки” и переживания.
Но у философов немного другая версия. Они считают, что любви без страдания не бывает. И что любовь - своего рода увечье для разума. Так ли это? Достойно ли это предположение места хотя бы в контексте континентального бардак пост-постмодернизма?
В философии рассматривается любовь, как категория субъектного отношения, избирательного интимного чувства, направленного на предмет любви. Здесь важно учесть, что чувства наши направлены именно на предмет, а не субъект, или хотя-бы объект. Любовь, чувство самодостаточное. Влюбленность, это не реакция. Это проактивное влечение. Именно она одухотворяет жизнедеятельность человека, его идеалы и т.д. Благодаря любви человечество существует и постоянно самосовершенствуется. В этом чувстве раскрывается естественная потребность каждого человека стать лучше. Только в любви преодолевается межличностное отчуждение, достигается духовное единение, люди перестают испытывать горечь одиночества, чувство душевной опустошенности. Это достаточно сильный кайф, дабы к нему выработалась зависимость. А где зависимость, там и мучительный абстинентный синдром, при депривации (отчуждение, отсутствие) раздражителя.
Любовь не поддается управлению и разумному объяснению. О ней можно сказать только то, что она есть, и не более. Невозможно словами объяснить механизм ее возникновения и многочисленные проявления. В античной мифологии, к примеру, ее считали особой космической силой, способной творить чудеса. Сохранилась красивая легенда о том, как жена бога Осириса, Изида - воскресила усопшего мужа слезами любви.
Мне кажется, этот момент может служить как почва для критицизма мифологии. По современным стандартам, так точно. Дело в том, что идея, упакованная в силе слез изиды, если отойти от её божественных сил, говорит нам об амплитуде эффективности скорби. Мол, если по умершим достаточно хорошо скорбеть, то их можно вернуть. Но не сказано, что это не должно быть прямое возвращение “во плоти”, так сказать.
Древние греки различали несколько типов любви: семейную любовь, дружескую любовь, романтическую любовь и жертвенную любовь – все эти типы любви сходились к заботе, ответственности, уважению, пониманию, а также к близости, страсти и обязательствам. Но если же с семейной, дружеской и романтической любовью все понятно, то как быть с жертвенной любовь? Почему люди, которые переживали симпатию, уважение, страсть и т.п. жертвуют своими отношениями? Ради чего или кого? Почему любовь приводит к страданию?
Со времен Аристотеля страдание наделяется категориальным статусом. Это одна из базовых выделяемых им философских категорий. Хотя, конечно, более этого он о страдании не говорил ничего особого, хотя определенно связывал свое понятие добродетели с ним. Эта тема открыта для обсуждений.
Эпикур считал, что мудрость, это превосходное средство от душевных страданий. Какие бы не были душевные страдания, поступив мудро, от них можно избавится.
Если исследовать русскую литературу и философию, то можно прийти к выводу, что любовь занимает главное место в жизни человека, какая она бы не была. Однажды Островский сказал: «Любить и страдать – вот что мне судьба велела». С ним согласился и Николай Бердяев, однажды сказав: «Мне всегда казалось странным, когда люди говорят о радостях любви. Более естественно было бы говорить о трагизме любви и печали любви». После таких цитат, можно подумать, что любовь предназначена именно для страдания и горести.
Множество литературных творений на тему любви заканчиваются вовсе не благополучием и счастьем, а тревожностью и душевными муками. Например, знаменитые любовные истории русской классики, от «Бедной Лизы» до «Темных аллей», заканчиваются трагически.
Если отойти от литературы и посмотреть на реальные истории, можно увидеть, что и там не все так сладко и волшебно. Принято считать, что страдание это совокупность неприятных и мучительных ощущений живого существа, при котором испытывается эмоциональный дискомфорт, стресс и муки. Например, жена протопопа Аввакума, поддерживала его в борьбе за веру. И когда их с маленькими детьми заслали в Сибирь, она не сдавалась и продолжала, быть верной женой и поддерживать своего мужа, не смотря ни на что.
Наталья Долгорукая, которая разделила горькую участь своего жениха, сменив свое богатство на нищету и беды, ни на один миг не пожалела об этом. А после его смерти ушла в монастырь.
Нельзя забыть и самоотверженную любовь жен декабристов, которые пошли за своими мужьями до конца. Не смотря муки, страдания и преследование смерти, они любили и были верны своим любимым.
О таких примерах можно говорить очень много и долго, но придем к одному выводу, что любовь без страдания и мучения не бывает. Как когда-то сказал Лев Толстой:
«Любить значит жить жизнью того, кого любишь».
Сколько бы не было примеров все они идентичны – рано или поздно, какая бы не была счастливая любовь, все равно придется пострадать из-за каких либо причин.