В прошлых статьях мною обозначена версия о возможной причастности США к распространению коронавируса. Продолжая копать глубже, я нахожу новые данные и привожу их для вашего рассмотрения.
Вчера СМИ опубликовали сообщение ВОЗ ( Всемирная организация здравоохранения) о пандемии. Что означает это слово? Пандемия - это эпидемия, характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на территорию всей страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира.
Джон Феффер является директором отдела внешней политики In Focus. И написал там 4 марта 2020 г. статью «Убьет ли Covid-19 глобализацию?» Интересные выдержки из нее.
«Может показаться смешным ожидать, что патоген, даже тот, который распространяется со скоростью пандемии, может обратить вспять экономическую траекторию, созданную более века назад. Но вспышка коронавируса совпадает с атаками на глобализацию экономики с разных сторон…
Торговая война, которую он (Трамп) начал с Китаем, оказала, пожалуй, наибольшее влияние. Это сильно ударило по экономике , с потерей рабочих мест, повышением счетов для потребителей и потерей рынков для производителей и фермеров. Несмотря на недавнее соглашение между Пекином и Вашингтоном, большинство тарифов остаются в силе. Тем временем Великобритания, наконец, вышла из Европейского Союза в этом году, что стало победой для экономических националистов. Популисты в других местах выступили против того, что Стив Бэннон называет «классом Давоса» Неолиберальная ортодоксальность уступила место заявлениям «Америка сначала», «Бразилия сначала» и тому подобное….
….неспособность мирового сообщества установить новые правила дорожного движения для экономики, окружающей среды и здравоохранения создает идеальный шторм международной дезорганизации. Если что-то с относительно низким уровнем смертности, как, например, коронавирус - от одного до четырех процентов , по сравнению с 50 процентами для лихорадки Эбола - может оказать такое влияние на мировую экономику, возможно, пациент уже страдал от каких-то довольно тяжелых условий.»
Пандемия.
«…Великая эпоха исследований была также мрачной эпохой геноцида. Исследователи Нового Света принесли с собой целый арсенал болезней, таких как оспа и корь, которые были новыми для коренных общин. Колониальные захватчики подвергли Америку войне и рабству. Но именно эти болезни в значительной степени ответственны за катастрофическое сокращение численности населения в обеих Америках. К началу 1600-х годов погибло целых 56 миллионов человек, или 10 процентов мирового населения, в то время уровень смертности для коренных общин был поразительным 90 процентов. В обмен на это исследователи вернулись в свои родные страны с сифилисом, ужасной болезнью, конечно, но она не привела к радикальной депопуляции Европы.
Пандемии тесно связаны с передвижением торговцев и солдат. Римские солдаты, вернувшиеся из Месопотамии, были ответственны за чуму, которая опустошила империю во втором веке нашей эры, одну из нескольких пандемий, которые помогли положить конец глобальному господству Рима. Бубонная чума четырнадцатого века началась в Китае и достигла Европы через торговые суда, перевозящие зараженных блохами крыс. В современную эпоху солдаты, вернувшиеся домой с боевых действий в Первую Мировую войну, распространили испанский грипп, убив до 50 миллионов человек.
Эта последняя пандемия была одним из факторов краха первой волны современной глобализации. До начала Первой мировой войны в 1914 году мир никогда не был так тесно связан с пароходами, поездами и телеграфом, служащими в качестве соединительной ткани. Накануне войны доля торговли в ВВП составляла 14 процентов.
Опустошительные последствия Первой Мировой Войны, за которой последовала эпидемия гриппа, нанесли серьезный удар по мировой торговле и экономической интеграции. Глобальная экономическая депрессия 1920-х годов, рост различных типов национализма и Вторая мировая война привели к тому, что к 1945 году доля торговли в ВВП сократилась всего до 5%.
Современная глобализация стала возможной благодаря современной медицине. С 1945 года вспыхнуло несколько пандемий, но они не нарушили глобальную систему кровообращения. В Древнем аккадском языке слово эпидемическая болезнь означало " верная смерть." Только в последнее время медицинские работники смогли справиться со вспышками болезни такого масштаба.
Благодаря второй волне глобализации торговля вновь поднимется до уровня, зарегистрированного в 1914 г. — но только к концу 1980-х гг. С распадом Советского блока Третья волна глобализации сняла еще больше барьеров для движения товаров и денег. Даже Китай, номинально коммунистическая страна, присоединился к Всемирной торговой организации в конце 2001 года. С тех пор она предложила свою собственную версию глобализации через инициативу "Пояс и путь", которая ставит Китай в центр растущей сети торговли и финансов.
Коронавирус сам по себе не положит конец этой самой последней волне глобализации. Как и пандемия гриппа 1918 года, она могла бы способствовать тенденции к большей фрагментации. Или же, служа напоминанием о том, как здоровье человечества на протяжении тысячелетий было взаимозависимым через границы, последняя вспышка может побудить к переосмыслению того, как мир работает вместе.
Все разваливается на части?
Китай будет играть ключевую роль в определении того, в каком направлении движется мир. В настоящее время экономические эксперты на Западе демонстрируют определенную степень злорадства по поводу трудностей Пекина. Кеннет Рапоза, например, утверждает в Forbes, что " новый коронавирус Covid-19 станет последним занавесом на почти 30-летнюю роль Китая в качестве ведущего мирового производителя." Глобальная сборочная линия уже отдалялась от китайских источников в результате тарифов Трампа, поэтому пандемия только усиливает эту тенденцию.
Китай все еще может выйти победителем во всем этом. Более не зависящая от низкорентабельного производства, она могла бы инвестировать свой избыточный капитал в еще больший толчок к более высокому производству с добавленной стоимостью, особенно в цифровой сфере. Этот сдвиг может также способствовать существенному сокращению углеродного следа в стране.
Многое зависит от американо-китайских отношений. Задолго до коронавирусного кризиса политическая элита США уже отошла от поддержки взаимодействия с Китаем. Китай уже был готов к размежеванию. Он заложил основу для альтернативной глобализации, выраженной в юанях и финансируемой за счет значительного профицита торгового баланса страны. Многие страны в непосредственной близости от Китая решили принять участие в инициативе "Пояс и дорога" и получить финансирование от Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
В тот самый момент, когда Китаю и Соединенным Штатам необходимо сформировать новый консенсус по экономике и окружающей среде, обе страны движутся в разных направлениях. И это очень затруднит для международного сообщества, каковым оно и является, выработку глобальных решений таких все более глобальных проблем, как изменение климата и пандемии.
Из - за коронавируса Китай заново открыл, насколько он зависит от остального мира - покупать китайские продукты, поставлять китайских потребителей, обеспечивать сырьем китайский бизнес, обслуживать китайских туристов.
Прогнозируемые темпы роста экономики Китая на 2020 год были пересмотрены с 6 до 5 процентов , но они могут снизиться еще больше . Социолог Уолден Белло уже давно утверждает, что китайская экономика на самом деле довольно хрупкая — с избыточными мощностями в производственном секторе, пузырем недвижимости, высокими ставками долга и растущим неравенством. В рамках инициативы "Пояс и путь" Пекин надеется, что ему удастся найти выход из этих проблем. Эта стратегия зависит от ряда неизвестных переменных, которые в краткосрочной перспективе включают сохранение пандемии и результаты предстоящих президентских выборов в Соединенных Штатах.
Коронавирус - это тревожный сигнал как для Пекина, так и для Вашингтона. Новый статус-кво возрожденной холодной войны между двумя гегемонами неосуществим. Настало время для новой волны глобализации, но на этот раз такой, которая сокращает выбросы углерода, продвигается более справедливо и укрепляет потенциал международных учреждений в борьбе с пандемиями. Это не произойдет без сотрудничества между США и Китаем. И этого не произойдет без другого президента США и другого подхода в Пекине».
Что заключает статью? Вывод о смене Трампа и изменении политики Китая. Интересный такой тонкий намек на толстое обстоятельство.