Воспоминания моей бабушки. Текст и орфография автора (кроме опечаток, конечно)
А в ближайшие дни вновь началась наша трудовая жизнь. Отец продолжал работу в сапожной артели, а мама и сестра Мария начали вышивать гладью на прежних хозяев. Я принимала участие в их работе периодически, так как с осени продолжила учебу в школе, которая теперь стала называться «Единая трудовая школа II ступени». Обучались в школе совместно девочки и мальчики. Поскольку в мордовском селе я не прекращала учебы в школе, в Мстере я попала к великой своей радости в свой прежний класс и оказалась в знакомой ученической семье.
Особой проблемой школьной жизни был вопрос о создании и роли комсомольской организации. В решении этого вопроса мы ясно видим сейчас политическую незрелость нашей молодежи, явную слабость в работе с молодежью местной большевистской организации. В то же время просматривается определенное политическое жизненное чутье, которое проявляли мы, дети бедняков, в понимании исторических событий, в определении своего поведения, своих конкретных задач.
Теперь мы знаем, что осенью 1918 года в Москве состоялся I Всероссийский съезд рабочей и крестьянской молодежи, провозгласившей создание Российского Коммунистического Союза Молодежи. В стране была создана молодежная организация как активная преобразующая сила, помощник и резерв партии рабочего класса.
2 октября 1920 года состоялся III съезд РКСМ на котором выступил В.И. Ленин с речью «Задачи союзов молодежи». В ней вождь партии поставил перед молодежью задачу «учиться коммунизму». Это означало, что молодежь всю свою деятельность должна связывать с практикой строительства новой социалистической жизни, с политикой коммунистической партии. Эти общие принципиальные задачи, разъяснил В.И. Ленин, предполагают массу конкретных задач, касающихся труда, учебы, быта, культуры и морали молодежи.
Мы в своей российской деревенской глубинке (300 км от Москвы) о событиях в Москве знали только понаслышке, детальной проработки речи В.И. Ленина с нами никто не проводил. Часто до всего мы доходили «своим умом». Но мы знали, что по всей стране создаются комсомольские организации, не всегда вдумываясь в сущность самого названия – «комсомол». Но мы ясно чувствовали необходимость сплочения местной школьной молодежи в определенную организацию.