Найти в Дзене

Алгоритм выживания бизнеса в кризис - Часть 2

Оглавление

2008 год я встретил, как руководитель нескольких сервисных проектов, каждый из который был в разной стадии реализации и настройка шла на долгосрочную реализацию. Получилось достаточно удивительно для меня, но в каждом проекте в реальности был один заказчик. К августу все окончательно поняли, что происходит падение на всех рынках и как бы я ни пытался объяснить, что стоит продолжать развивать начатое, когда позвонил последний и сказал: "Давай возьмем паузу и все пока заморозим, а там посмотрим!" - я решил нужно идти другим путем.

Юр. лица я заморозил, а сам разместил резюме на HH, как специалист по бизнес процессам. Буквально через три дня я поехал на собеседование в Москву, где через две недели вышел руководителем в крупную аутсорсинговую компанию. Можно сказать, получилась максимальная концентрация задач и компетенций - компания специализировалась на управлении непрофильными активами для крупных предприятий, я в этой компании занимался оптимизацией.

Работа с отелями, столовыми, ресторанами, подразделениями по клинингу, ивент и кейтерингу, мне дала огромный толчок в узкоспециализированном понимании всех этих процессов, до этого я не понимал, какие там есть огромные резервы.

Хватайтесь за возможности, которые предоставляет кризис
Хватайтесь за возможности, которые предоставляет кризис

Так сказать, само проведение дало мне возможность очень глубоко погрузиться в антикризисное управление процессами и финансами.

Я занимался разными задачами, в том числе - сокращением персонала. Расскажу про один курьезный случай:

В одном из подразделений решили сократить 10% персонала - фамилии и должности были предоставлены руководителями вышестоящего ранга, но я решил уточнить у непосредственных бригадиров (я так называю должность для упрощения), что они скажут по каждой кандидатуре. По одному повару сразу же возникла куча эмоций, что мол категорически нельзя - я стал уточнять почему. Мне кратко объяснили, что женщина выходит в 5 утра и к 8 утра делает каждый день 2 тысячи пирожков - я не поверил и решил проверить. Специально попросил ее предупредить и вышел в 4:30 вместе на ее рабочее место, чтобы только наблюдать за ее работой.

Увиденное меня поразило - у нее все движения были идеально рассчитаны, можно сказать до секунд. Я наблюдал и восхищался - она буквально порхала и танцевала одновременно, делая это с удовольствием, улыбкой и огромной тщательностью в деталях. Передо мной в памяти часто всплывает этот совершенный формат на грани фантастичного ритуала шамана - работа мастера своего дела.

Ее пирожки оказались еще и очень вкусными, как я потом узнал, что половина покупателей приходила именно за пирожками с утра, а все остальное покупалось заодно.

У нее была зарплата всего 17 тысяч рублей в месяц, а совокупно она генерировала около 400 тысяч чистой прибыли в этом подразделении.

Мне с трудом удалось уговорить ее не увольнять - есть подозрения, что ее хотели убрать по другим причинам, но это уже отдельная история. Будет Вам интересно про корпоративные интриги, напишу много статей.

Мое сотрудничество с этой компанией завершилось организацией двух юр. лиц, где я в одном стал соучредителем, а в другом директором.

Нереализованные уроки прошлого в 2014 году

В конце 2014 года я занимался двумя проектами - рекламно-маркетинговой деятельностью и розничной сетью магазинов.

В рекламной деятельности все было просто - шли заказы и работа выполнялась. В основном тогда были краткосрочные заказы, которые не требовали трудных решений и пр.

А с магазинами получилось не так. Собственник 8 магазинов предложил настроить работу с ним, чтобы он мог их оставить мне в управление, а сам он мечтал уехать в горы, и только раз в месяц получать прибыль. Бизнес был очень похож на мой в 1998 - оптовая торговля и розничная, только товарная группа другая.

Я начал делать все по классике - разбирать все процессы, общаться со всеми значимыми сотрудниками и, можно сказать, только подошел к плану по внедрению изменений для качественной настройки всех процессов, как произошло резкое падения рубля и в магазинах выстроились очереди.

Вот тут наши алгоритмы действий с собственником кардинально разошлись - он стал делать все прямо противоположно тому, что я говорил:

1. Я рекомендовал на время ажиотажного спроса отключить все каналы рекламы, тем более, что с заказами не справлялись и люди жутко нервничали, что после оплаты непонятно, когда получат товар с обещанной доставкой.

2. Я рекомендовал отменить все скидки, но он продолжал запускать новые акции.

3. Я рекомендовал отменить все премии и бонусы продавцам, за переработки, у них и так был отличный процент с бешеных продаж, к которым они не имели никакого отношения. Но он шел им на встречу и начислял все, что можно - денег ведь много, а что экономить. Чтобы было понятно - доход продавцов скаканул с 20-30 тысяч руб, до 80-90.

4. Я рекомендовал не оплачивать всем поставщикам все суммы, а заявить просто график платежей и затем спокойно следовать ему.

5. Я рекомендовал усилить контроль за всеми процессами отгрузкой, оплатой, списанием товара, возвратами и пр. Он наоборот, взял и сказал на собрании, что раз так много работы, он будет закрывать глаза на бардак с документами - к чему это привело, думаю не трудно догадаться.

6. Я рекомендовал уволить под ажиотаж тех, кто явно плохо работал и заменить новыми - он взял вынес мою инициативу на обсуждение коллектива и я быстро стал врагом номер один всех сотрудников.

7. Я рекомендовал самый ходовой и низкорентабельный товар убрать с продаж, а продавать самый высокорентабельный и не ходовой - этот вопрос он тоже решил обсудить с коллективом и продавцы тут же криками доказали, что они против таких неверных решений.

8. Я рекомендовал брать предоплату до последнего, даже при отсутствии товара в розничных точках и на складе - раз уже все равно идут постоянные задержки на несколько недель по доставкам и сейчас у всех конкурентов аналогичные сбои, то надо просто все возможные деньги собирать с рынка, лишь бы их не относили в другие магазины. При этом поставщики готовы были поставлять товар за три-четыре недели в любом количестве. Этот вопрос он тоже поставил на голосование перед коллективом и дружно меня обозвали аферистом, отказавшись брать деньги с покупателей, пока товар не придет на склад и в точки.

9. Я рекомендовал добавить в функционал всем продавцам работу в социальных сетях и подключить тех, где больше всего свободного времени к ответам на запросы по почте от юр. лиц и физ. лиц в соц сетях - это уже в январе, феврале. Аналогично на общем собрании решили, что не стоит их отвлекать от отдыха и общения с родственниками по телефону.

Итог по работе в этой сети магазинов:

К началу марта бизнес остался без оборотных средств, так как раньше весь товар поставлялся на реализацию, а тут в связи с ажиотажными продажами решили вдруг показать себя крутыми и стали не только оплачивать все по факту, а даже сами предложили платить по предоплате!

Распродали все самые ликвидные товары, которые тоже практически были надолго выкуплены (вернее на них поступило много заказов) у всех поставщиков конкурентами.

Родился абсолютно необоснованный гонор у сотрудников и не желание работать, по совокупности факторов - с ними руководитель стал советоваться по каждому поводу, снизил планку по качеству работы, в разы увеличил зарплату.

В итоге я с огромной грустью констатировал собственнику, что он делает все наоборот и теперь ему предстоит с его любимым коллективом дальше много лет работать самому - через несколько месяцев он уже был вынужден закрыть один из магазинов и начать все же сокращения персонала, дальше ему стало еще сложнее, но все это уже происходило без меня.

Алгоритм выживания бизнеса в кризис

1. Принять психологически, все, что важно и дорого - может развалиться и умереть - это нужно принять искренне первому лицу. Затем начать действовать с максимальным безразличием - не подключаясь ни к чьим эмоциям (партнеров, поставщиков, клиентов, сотрудников).

2. Максимально глубоко во все стороны окинуть взглядом и как можно многограннее подумать, где находятся любые возможности, не только прямая денежная выгода.

3. Конечно, сократить все возможные виды издержек и пересмотреть условия неизбежных платежей. Даже когда есть деньги - все равно просить отсрочки и скидки, на как можно долгий срок у всех подряд.

4. Изучать все свои бизнес-процессы и сконцентрироваться на время только на тех, где находится максимальная добавленная стоимость. При долгосрочной стратегии я часто говорю совсем другое - про концентрацию на максимальной ценности для потребителей. Разница в подходах бывает огромна. Кому интересна тема - пишите, это на целую статью.

5. Скорость и уверенность решений, кризис не время для демократических процедур и совещаний.

6. Кризис - это отличная возможность быстро ввести непопулярные обязанности для сотрудников, увеличить нагрузку, контроль. По возможности, произвести ротацию персонала на более качественный состав - конкуренты часто дают такую возможность, увольняя всех подряд!

7. В кризис можно осуществить очень ценные стратегические инициативы за минимальные деньги - обучение персонала, создание сайта, внедрение CRM и еще десятки других. В это время поставщики нематериальных услуг, программ склонны падать в цене в разы.

8. Кризис отличное время для совершения долгосрочных и дорогих покупок - недвижимость, машины, оборудование, конкурентов можно купить в разы дешевле.

9. Для очень многих рынков кризис всегда является отличной возможностью увеличить рыночную долю грамотным руководителям и убирает неэффективных.

10. Кризис - это отличный шанс вывести на рынок новые товары и услуги, так как все маркетинговые каналы становятся свободными, стоят копейки и давление на эмоции, память потенциальных потребителей снижается в разы, а иногда вообще просто отсутствуют!

При условии своевременной и качественной реализации всех вышеперечисленных рекомендаций, я считаю, что шансы на выживаемость любого бизнеса повышаются в разы.

Но если все же рынок просто прекратил свое существование - такое иногда бывает, то рекомендую быстро и без сожалений зарыть или полностью перепрофилировать бизнес, как я это сделал в 2008 году.

Мне удалось на порядок улучшить свои компетенции, обзавестись новыми связями и кардинально расширить свои возможности в реализации новых проектов.

Подписывайтесь на мой канал (Путь партнерства, инвестиций), обращайтесь в личку в социальных сетях с вопросами и предложениями.

Интересно Ваше мнение по этой статье - пишите в комментариях.

Не забывайте ставить лайки, при условии, что статья понравилась.

#греднев Илья #антикризисное управление #бизнес процессы #управление компанией #предпринимательство