Это можно назвать уникальным событием, когда одно "национальное состояние" России в кавычках убивает другое национальное состояние, без кавычек. Короткая история о том, как Газпром футбол в России убил.
Эту тему мы обсуждали в том числе на форуме Sport Leaders в Питере в 2018 году. Через короткое время после завершения Чемпионата Мира по футболу в России.
Смотрите, как интересно получилось. В 90-е и нулевые годы футбол активно показывался по общедоступным федеральным телеканалам и был самой популярной спортивной игрой в стране. Даже без особых успехов на международной арене, внутренний чемпионат пользовался популярностью у зрителя. Футбол смотрели. На него ходили. Ключевые матчи тура показывали центральные телеканалы. Бесплатно.
Из-за этого в футболе были деньги, даже в тяжелые для страны финансовые времена. Вспомните, кто был раньше спонсорами футбольных клубов? Автомобильные бренды, банки (негосударственные), множество других популярных марок? Почему? Ответ простой. Футбол был достаточно простым и не слишком заградительно дорогим способом не только покрыть аудиторию болельщиков футбольного клуба, но и активно мелькать в прессе и, самое главное, на ТВ.
В десятые годы на футболе было решено пытаться зарабатывать. Постепенно он полностью ушел с федеральных телеканалов (Первого и ВГТРК, он же Россия-1) и начал метаться. То уходил в спутниковое ТВ, но даже тогда на общедоступном телеканале СПОРТ (он же потом станет МАТЧ) ключевые игры можно было посмотреть. То возвращался обратно в эфирную сетку общедоступного телеканала. И с этого момента популярность футбола в стране начинает падать. Нет игры по ТВ - про неё постепенно забывают, мальчишки не вдохновляются и не заинтересовываются, нового поколения фанатов не подрастает.
Нет трансляции футбольных матчей по ТВ - из футбольных клубов начинают убегать спонсоры. Сначала помельче, потом - покрупнее. Их место, дабы хоть как-то закрыть дыры в бюджетах клубов, начинают занимать госкорпорации, условно говоря - на уровне благотворительности. Потому что надо.
И тут внезапный момент радости. Россия принимает в 2018 году ЧЕМПИОНАТ МИРА по футболу! Отличная возможность возродить интерес к игре! На пару лет в футбол начинают активно возвращаться коммерческие спонсоры, снова появляются деньги у клубов. Конечно, преимущественно у топовых, но многие бренды рассчитывают сыграть в долгосрочную на возрождении интереса к футболу и пожать плоды раннего инвестирования на период после Чемпионата Мира, когда заболевшая народной игрой аудитория вновь обратит внимание на футбол и полюбит его. В целом, почти всё так и случилось, но...
... но быстро превратилось в тлен. Спасибо Газпрому за это. Во-первых, Чемпионат России утратил малейшую интригу. Не в обиду болельщикам Зенита, но весь футбол стал закуплен Газпромом. Флагманский футбольный клуб и 2 клона к нему (Оренбург и Сочи), дающие бонусы по очкам в турнирной таблице и инкубаторство игроков при необходимости за 50 тысяч рублей, закупленные все и всё Газпромом в пользу побед Зенита (предположения автора - прим). Но даже не это главное. Сразу после Чемпионата Мира футбол с телеэкранов - исчез. Все матчи каждого тура начали транслироваться на платных телеканалах, а в свободном доступе футбола - не стало.
Понятное дело, что платить за просмотр футбола за пределами Москвы и Питера желающих не было совсем, а в двух столицах - их набрались жалкие крохи, тысячи абонентов от многомиллионной аудитории. Возродившийся интерес к футболу как вспыхнул - так и мгновенно погас.
Посмотрите спонсоров футбольных клубов сегодня. За категорически редким исключением - это букмекерские конторы (у которых денег девать некуда, а рекламироваться просто больше негде) да госкорпорации. Никакого бизнеса. Почему? А кому интересно выливать миллионы и десятки миллионов рублей на рекламный контракт в игру, которую даже по ТВ не показывают?
Матч ТВ вместе с ГАЗПРОМ выстрелили себе в обе ноги одновременно. Во-первых, обесценили победы своего флагманского футбольного клуба. Кому это интересно, если футбол перестают смотреть? Только деньги зря теряют. Тем более уровень футбола вечного чемпиона России из Питера ярко раскрывается на любом евротурнире. Он ниже плинтуса.
Чего могли хотеть добиться на МАТЧ ТВ при переводе футбольных трансляций на платные телеканалы? Видимо, большого количества платных подписчиков, которые будут окупать права и приносить доход больший, чем от размещения рекламы. Что по факту? Несчастные тысячи подписок на телеканалы Матч Премьер - смотрятся смехотворно даже на фоне стоимости рекламы, размещаемой перед, после и во время перерыва футбольного матча на федеральном общедоступном телеканале. И как агрессивно не пытаются МАТЧ ТВ заставить всех переехать на платный просмотр футбола - дураков находится мало, как говорится, "за просмотр игры такого уровня ещё зрителю доплачивать надо".
Почему ГАЗПРОМ убил российский футбол? Всё просто. Убив интерес к народной игре, уведя её с собственных федеральных общедоступных телеканалов на коммерческие, Газпром оставил футбольные клубы без спонсоров. Из-за чего эти самые футбольные клубы сейчас закрываются и банкротятся один за другим. А из Первой Лиги в Премьерку клубы просто не хотят выходить из-за финансового бремени. Раньше боялись клубы вылететь из премьер-лиги, теперь боятся в неё попасть. Не смешно ли? Ну, вообще-то нет. Ведь помимо банкротства футбольных клубов - закрываются и футбольные академии. Особенно в регионах. И мальчишкам становится некуда ходить для занятий спортом. И уходят они в другие аморальные развлечения.
Да, футбол в России никогда не был коммерчески успешным, это факт. Но раньше он был более самостоятельным и интересным, развивающимся и менее зависимым, чем сейчас. Уход футбола с федерального общедоступного ТВ не помог никому. Ни Газпром-Медиа, которые от платных подписок получают скорее убытки, чем доходы, с учетом закупки прав на показы матчей. А могли бы получать прибыль просто за размещение рекламы во время матчей по общедоступному ТВ, и суммы были бы значительно больше. Ни самим футбольным клубам, Которые лишились всех возможных спонсоров, а букмекеров на всех не хватит. Ни тем более болельщикам, которые или забили болт на футбол, или смотрят его на пиратских трансляциях в плохом качестве, что, конечно, со временем тоже надоедает.
В регионах футбол уже мёртв. За пределами Урала - играть некому и не во что. В европейской части - футбол умирает. И осталось ему - недолго. Кто быстрее умрёт, дирекция Газпром-Медиа или РФС со всеми клубами? Пока я бы поставил на вторых. И, боюсь, без резкого указания с самого верха от "потенциально обнулившихся", спорт, хотя бы футбол, в нашей стране уже не спасти.