Мне нравится, что в России разработаны альтернативные программы для начальной школы. Самыми интересными мне кажутся системы развивающего обучения – Л.Занкова и Эльконина-Давыдова.
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ
Почитала отзывы в Интернете. О «Школе России» говорят, что она традиционная, универсальная, не требует от ребёнка предварительной подготовки.
В отрицательных отзывах утверждают, что программа слишком примитивная.
Отзывы о системах развивающего обучения разноплановые, есть диаметрально противоположные.
Программы до сих пор не имеют устойчивого официального признания. Хотя в режиме эксперимента используются с 60-х годов 20 века. Это значит, что дети, обучавшиеся по этим программам уже давно стали взрослыми. И могут рассказать не только о своих детских ощущениях, но и влиянии системы развивающего обучения на свою судьбу.
Учителя, взрослые, обучавшиеся в детстве в экспериментальных классах в 80-90 годы 20 века, родители детей, обучающихся по программам развивающего обучения сейчас, дают положительные отзывы:
- Называют систему Эльконина-Давыдова гениальной.
- Утверждают, что программа действительно развивает способность решать нестандартные задачи (в школе и жизни).
- Отмечают, что повышается мотивация к учёбе, активность на уроках; развивается речь; дети учатся работать с дополнительной литературой.
В отрицательных отзывах сообщается, что:
- Успешными при обучении по программам развивающего обучения могут быть только хорошо подготовленные к школе и «сильные» ученики. В одном отзыве сообщается, что мальчик, не умеющий читать к началу обучения в школе, не научился читать до конца февраля.
- Дети менее подготовленные испытывают стресс. В одном отзыве утверждается, что в таких классах дети чаще заболевают диабетом.
- В случае, когда приходится из класса развивающего обучения переходить в класс с традиционным обучением, адаптация протекает очень болезненно.
- Отсутствует преемственность – система разработана только на уровне начальной школы. При переходе в среднее звено все дети попадают в условия традиционного обучения. Преимущества детей, обучавшихся в классах развивающего обучения в сравнении с детьми, обучавшимися в традиционных классах, постепенно исчезает.
В 60-80-е годы экспериментальные классы развивающего обучения были практически в каждом городе СССР. Во многих городах дети продолжали учиться в таких классах и после 1991 года.
Я лично разговаривала с одним из родителей. Он рассказывал, что как учился его сын в классе развивающего обучения.
- Дети начали учиться. Время идёт, результатов не видно. Родители не понимают, что происходит. Не имеют возможности повлиять на ход событий, помочь детям. Нервничают. Некоторые перевели своих детей в традиционные классы. А потом в какой-то момент дети начали читать, писать, считать, решать задачи, рассуждать. И быстро догнали и перегнали тех детей, которые учились по традиционной системе.
Учитель-предметник, обучавший детей из класса развивающего обучения, вспоминает:
- Все активны, хорошо говорят, свободно выражают своё мнение. Учатся с интересом, умеют и любят работать с дополнительными источниками информации.
Как и в любом классе, есть ученики более или менее успешные. В одном отзыве родители пишут о своём ребёнке, что в классе развивающего обучения он не попал в число пяти учеников, с которыми работает учитель. Также отмечается, что пять (условно, может быть другое число) лучших учеников в таком классе очень сильно отличаются от лучших учеников в традиционном классе. Это не послушные «зубрилки», а активные, любознательные, эрудированные дети с гибким мышлением.
В перспективе с детьми, имеющими опыт обучения в «развивающих» классах ничего сверх естественного не происходит. Но в случае благоприятного сложения обстоятельств на последующих этапах обучения увеличиваются шансы поступить в престижный вуз и построить успешную карьеру в избранной области.
КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ
Обе системы развивающего обучения – Занкова и Эльконина-Давыдова – основываются на идеях Л.С. Выготского.
Ключевая идея - обучение должно идти впереди развития и стимулировать его.
Механизм такого стимулирования заключается в выделении зон ближайшего и актуального развития. Попробую изложить смысл понятным языком.
Обучение предлагается начинать не с изложения и заучивания какой-либо информации, а с постановки задачи, проблемы. Эта задача должна быть чуть выше имеющихся возможностей ребёнка.
Нельзя научить в любой момент чему угодно. Нужно понять, какой навык ребёнок уже может освоить с помощью взрослого. Это и есть зона ближайшего развития. Например, хватательный рефлекс ребёнок имеет практически с момента рождения. Но это не значит, что новорождённый малыш может взять ложку и начать есть с её помощью. Для того чтобы это стало возможным, пройдёт несколько месяцев, появятся сложные нейронные связи. После чего ребёнок сможет есть ложкой – сначала только при помощи взрослого, направляющего его руку. Постепенно помощь взрослого уменьшается, а самостоятельность возрастает. Наступает момент, когда ребёнок сможет успешно пользоваться ложкой сам. Этот навык перешёл в зону актуального развития, и на его основе можно формировать следующий. Например, научить пользоваться вилкой. Или карандашом. В идеале в классах развивающего обучения (впрочем, как и традиционного) каждый ребёнок должен работать в зоне своего ближайшего развития, получая поддержку от учителя. А в реальной жизни это очень сложно организовать. Отсюда и проблемы, трудности в обучении.
Система Л.В.Занкова ближе к традиционному обучению. Занков сформулировал принципы развивающего обучения:
Во-первых, высокий уровень сложности обучения. Думаю, подразумевались зоны ближайшего развития. Что исключает необходимость полгода учить тому, что дети уже умели делать к моменту поступления в школу.
Во-вторых, ведущая роль теоретических знаний. Подразумевается, что уже в начальной школе можно вводить научные понятия.
В-третьих, быстрый темп обучения. Иначе детям становится скучно, теряется мотивация.
В-четвёртых, осознание учеником процесса учения. То есть, дети должны понимать не только содержание учебного материала, но и как происходит процесс его усвоения.
Д.Б Эльконин и В.В. Давыдов выстраивали свою систему на гипотезе, что младшим школьникам доступно теоретическое мышление.
Это противоречит традиционным подходам к дошкольному и начальному обучению, которые основываются на эмпирическом, наглядно-образном мышлении детей. На движении мысли ребёнка от конкретного к абстрактному, от частного к общему, от примера к закономерности.
ЧТО ДУМАЮ Я
Я думаю, Эльконин и Давыдов правы. Когда ребёнок рисует дерево первый раз, это именно дерево с его общими признаками – стволом, ветками и листьями. Не берёза, дуб или клён. Когда он рисует человека – сначала это просто человечек – ручки, ножки, огуречик. Только потом мама, папа, я, сестра, брат, друг, подружка.
По Эльконину-Давыдову, детям с достаточно раннего возраста доступен анализ системы и её генетической основы. Детский рисунок отражает представление ребёнка о дереве. Вступив с ребёнком в диалог, взрослый может помочь понять, что дерево вырастает из семени. Что для его роста необходимы корни. Что у взрослого дерева появляются семена, из которых вырастут такие же деревья. Что срок жизни дерева ограничен.
Предлагается не «давать» ребёнку знания в готовом виде. В процессе общения с учителем и сверстниками ребёнку нужно предлагать выдвигать гипотезы, находить закономерности , формулировать правила, определять способы решения задач. Поэтому на начальном этапе обучение продвигается очень медленно. Зато алгоритм, который ребёнок выстроил сам, он уже никогда не забудет.
В системе развивающего обучения предлагают не ставить оценок, не критиковать за ошибки. Обучение происходит в малых группах. Если учитель умеет организовать групповую работу, это значительно расширяет возможности для активности и самореализации каждого ребёнка. Домашних заданий не должно быть совсем, или они носят вариативный характер. Предпочтение отдаётся заданиям творческим, исследовательским.
Учебный процесс, организованный таким образом, вряд ли может стать причиной стресса или нервного срыва ребёнка. Скорее к нему приведёт реакция родителей на кажущуюся неуспешность ребёнка.
Обязательное условие системы – формирование навыков самооценки и рефлексии. Это выражается в умении отделять главное от второстепенного, понимать причины успеха или неуспеха, находить пути и просчитывать шаги движения к цели.
Не всегда у родителей есть возможность принять решения об обучении ребёнка в классах развивающего обучения. Но идеи настолько интересны, что учителя могут попробовать реализовать их и в системе традиционного обучения. Хотя бы на уровне идей, элементов. А родители - использовать при обучении и воспитании детей в домашних условиях. Если захотят, чтобы дети росли думающими, способными к самоанализу, самообразованию, саморазвитию людьми.