В Цусимском проливе далёком,
Вдали от родимой земли,
На дне океана глубоком
Забытые есть корабли.
Они вспоминают Цусиму,
Напрасную храбрость свою,
И небо отчизны любимой,
И гибель в неравном бою.
Второму полуброненосному фрегату типа "Дмитрий Донской" имя "Владимир Мономах" было присвоено высочайшим указом 28 марта 1881 года.Хотя заложен он был позже головного корабля,на воду его спустили раньше. Балтийский завод работал быстрее Адмиралтейской верфи.
Корабль был назван в честь Владимира II Мономаха , великого князя Древней Руси. Общая стоимость корабля составила 3,348,847 рублей .
В связи с постоянно вносимыми в проект изменениями в строй крейсера вошли значительно отличаясь друг от друга.
На "Мономахе" машины поставили рядом по двухвальной схеме. Вооружение осталось согласно проекта- 4 старых "недальнобойных" 203 мм и 12 152 мм новых дальнобойных на открытой батарейной палубе с 203-мм орудиями в закрытых сверху спонсонах .
В 1883 году в строй вступил полуброненосный фрегат с центральной батареей "Владимир Мономах",океанский рейдер,истребитель торговли. С 1 февраля 1892 года переклассифицирован в крейсер 1 ранга .
“Наиболее оригинальные проекты и наиболее заметные отступления от обыкновенных типов военных судов можно найти в русском флоте, где поясные крейсеры появились впервые. Русское морское ведомство было пионером в создании броненосных крейсеров, у которых большая скорость сочеталась с действенной броневой защитой”- писала британская пресса.
«Владимир Мономах» Балтийский завод , Санкт - Петербург, —Заложен 10(22) февраля 1881 года, спущен на воду 10(22) октября 1882 года, вступил в строй 1(13) июля 1883 года. Затоплен экипажем в Цусимском сражении 15(28 мая) 1905 года . Выведен из состава флота 19 сентября 1905 года
Водоизмещение 5593 / 6000 тонн. Длина 89,8 /90,3/ 93,3 м. Ширина 15,86 м. Осадка 6,4—7,62 м.
Бронирование-Броня «компаунд». Броневой пояс 2,18 м (114—152 мм),
палуба (12,7 мм),
боевая рубка (152 мм),
крыша боевой рубки (51 мм)
Двигатели-2 вертикальных паровых машины тройного расширения, 8 огнетрубных циллиндрических котлов,7044 л. с. ,на испытаниях 7380 л.с.Движитель-два гребных винта. Скорость хода 15 узлов (проектная)16,28 узлов(максимальная). Дальность плавания 6200 морских миль . Экипаж24/478 человек.
Вооружение-(после 1897)-5 × 152/45,6 × 120/45,16-18 × 47/43 Гочкис ,4 × 37/23,2 × 63,5/19 (десантные) , 4 пулемёта.
Минно-торпедное вооружение-3 × 381-мм надводных ТА (после перевооружения) ,30 гальваноударных мин
В 1903-04 некоторые из 47-миллиметровых пушек Гочкиса были заменены на 75-мм (3,0 дюйма).
"Владимир Мономах" получил железный корпус с 10 поперечными водонепроницаемыми переборками и глубокое (1,73 м) двойное дно.При этом,как на парусном флоте штурвал размещался на корме,хотя машинный телеграф-на переднем мостике. Несмотря на неоднократные ходатайства об установке на переднем мостике второго штурвала , был установлен лишь второй телеграф на полуюте. Экипаж насчитывала около 550 офицеров и матросов.При полной нагрузке водоизмещение корабля составляло 5,593 длинных тонн (5683 т) .Для уменьшения обрастания корпуса в южных морях он был обшит деревом и медью.
Парусное вооружение трехмачтового корабля имело общую площадь парусности 2400 м 2 . Трубы были выдвижными для улучшения движения под парусом.
1 июля 1883 года на ходовых испытаниях «Мономах» развил скорость 16,28 узлов при 16 проектных, оказавшись первым броненосным кораблем отечественной постройки, превысившим контрактную скорость. 900 длинных тонн (910 т) угля обеспечивали дальность хода 6200 морских миль при скорости 10 узлов.
"Владимир Мономах" был вооружен четырьмя 8-дюймовыми (203 мм) орудиями, по одному на каждом углу батареи , в бортовых спонсонах. Восемь из дюжины 6-дюймовых (152 мм) пушек были установлены между восьмью-дюймовыми орудиями в центральной батарее , а остальные четыре были вне батареи на носу и корме. Противоминная артиллерия была представлена четырьмя 9-фунтовыми и десятью пушками Hotchkiss. Корабль также имел три надводных 15 дюймов (381 мм) торпедных аппарата .
Крейсер “Владимир Мономах” являлся единственным кораблем Балтийского флота, который нес на себе два паровых катера, вооруженный самодвижущимися минами (торпедами). Кроме того, на борту было еще два катера для метательных и шестовых мин.
Броневой пояс по ватерлинии располагался на всю длину корабля.Толщина его с 6 дюймов на миделе уменьшалась до 4-х на оконечностях.Пояс защищал 60 см над ватерлинией и 120 см под ней.Бронированные перегородки 76-102 мм защищали орудия в батарее,бронирование спонсонов 203 мм орудий было той же толщины.Бронированная палуба-всего 13 мм.
Еще не завершив приемных испытаний,"Мономах" получил важное государственное задание-составить конвой императорской яхты "Держава",путешествующей до Копенгагена с Величеством и его семейством.
На Дальний Восток "Владимир Мономах" вышел 11 октября 1884 г , ему вскоре "сел на хвост" новейший британский броненосец HMS "Агамемнон " , лишь в январе 1885 года,при проходе Суэцкого канала , крейсеру удалось оторваться от английского сопровождения-"Агамемнон" повредил один из винтов.В Нагасаки в марте 1885 года "Мономах" стал флагманом российского тихоокеанского отряда контр - адмирала А. Е. Кроуна. После 6-ти дневного отдыха Кроун увел эскадру во Владивосток.
Международная обстановка в это время была очень напряженной. В разгаре была Большая игра. Русские войска 30 марта захватили Пендинский оазис (Пенджех )в Афганистане,что в Великобритании расценили как казус белли. Англия объявила мобилизацию,Россия приняла ответные меры.Возникла реальная опасность войны.
На тот период русский флот на Тихом океане располагал кроме нового флагмана, только безбронными клиперами "Опричник" и "Разбойник". Броненосный "Минин" проходил доковый ремонт в Батавии и не мог помочь Кроуну даже при наличии надежной связи. Ожидалось прибытие вышедшего 16 марта из Кальяо (Перу) клипера "Джигит" и однотипного "Крейсера", направлявшегося с Балтики (вышел из Манилы 14 марта).
Британцы здесь имели 4 броненосца (пришедший "на хвосте" за "Мономахом" "Агамемнон", устаревшие рангоутные "Одейшес" и "Трайомф" и броненосный крейсер "Нельсон"), 5 новых бронепалубных крейсеров типа "С", 1 большой и 6 малых корветов.Эти корабли были рассредоточены на 3 станциях (Китайской, Тихоокеанской и Ист-Индийской), каждый из отрядов в отдельности превосходил всю эскадру Кроуна.
Но русские имели преимущество в скорости. Броненосцы британцев не могли преодолеть 14 узлов,а самый быстроходный крейсер- небронированный большой корвет "Евралис" давал 14,5 узлов.
Таким образом отряд Кроуна был весьма опасен для британской торговли.Чтобы не потерять преимущество в скорости,Кроун решил до военных действий провести докование своего флагмана. Сделать это можно было только в японских портах. 9 апреля "Мономах" вышел из Владивостока . Чтобы избежать встречи с англичанами Кроун выбрал не Нагасаки,а Йокогаму. Он оставил клипера "Разбойник" и "Опричник" в одной из бухт на южном берегу о.Хонсю, а "Мономах" вошел в Иокогаму.
Тревогу подняла местная английская фактория, уверенная, что русские намереваются открыть огонь по европейскому кварталу. Английский флот получил известие о приходе русских и через два дня, 24 апреля в 5 часов , на рейде появились британские корабли – броненосец «Агамемнон», корвет «Сапфир» и канлодка «Свифт».
Британец решил любым путем вывести из строя самый опасный корабль русского флота на Тихом океане.При входе на рейд "Агамемнон" начал "рыскать",демонстрируя неуправляемость. Для полной картины был поднят сигнал «Руль не исправен» .Тем временем таран британского корабля приближался к борту "Мономаха".
Кроун объявил боевую тревогу , приказал навести орудия и торпедный аппарат на броненосец и поднял сигнал «В случай если Вы не отвернёте, открываю огонь».Святой Георгий незамедлительно исцелил руль английского броненосца(который тоже кстати навел орудия на русский корабль) и он отвернул.
Утром командир броненосца кэптен Лонг нанес визит с извинениями и имел с Кроуном очень резкий разговор, в результате англичане вскоре ушли в Нагасаки. Инцидент был исчерпан.
Английская версия инцидента более лаконична -"Любой русский корабль, вышедший из порта, сопровождался значительными силами Королевского флота, что иногда приводило к деликатным ситуациям. Один известный случай произошел в Йокосуке, куда, не зная объявлена война или нет, вошел следовавший за "Владимиром Мономахом" (флаг адмирала Кроуна) "Агамемнон" под командованием кэптена Лонга, направив все орудия на ватерлинию и надстройки русского крейсера".
Кроун ,кстати,ранее также умудрился заставить англичан демонтировать установленный 2 апреля на о. Порт Гамильтон (юг Кореи, посередине пути из Нагасаки во Владивосток) наблюдательный пункт британского флота,позволяющий контролировать передвижение русских кораблей. А.Е.Кроун заявил,что "он не потерпит выслеживания со стороны английских судов, не потерпит подобного унижения русского флага, а всеми средствами постоит за честь последнего".
Вскоре политическое обострение было дипломатическим путем урегулировано и война не случилась.
«Мономах» в 1887 году вернулся в Кронштадт. В 1888—1889 годах крейсер прошел модернизацию — устаревшие орудия ГК заменили новыми 30-калиберными.1 января 1889 г. на крейсер был назначен новый командир, капитан 1-го ранга Ф. В. Дубасов.
6 ноября 1889 "Мономах" ушел на службу в Средиземноморье,где и провел следующий год. Во время визита наследника цесаревича Николая на Дальний Восток на крейсере "Память Азова"в октябре 1890 года ,"Мономах" обеспечивал его сопровождение. В феврале 1891 года на о. Цейлон крейсера присоединились к Тихоокеанской эскадре, а 11 (23)мая в составе эскадры прибыли во Владивосток.
Во Владивостоке командиром крейсера назначили капитана 1-го ранга О. В. Старка. В начале декабря «Мономах» перешел в Нагасаки для подготовки к возвращению на Балтику. После зимовки в Нагасаки при выходе с рейда Старк посадил крейсер на мель,только на следующий день , 23 апреля 1892 года "Мономах" смог отправиться в Кронштадт,куда прибыл в августе.
Уже с 22 сентября 1892 года "Мономах" встал на капремонт,с него было демонтировано парусное вооружение(что позволило значительно сократить экипаж),мачты заменены на легкие сигнальные,трубы стали стационарными и были отремонтированы и переставлены котлы. 13 февраля 1892 "Мономах" стал крейсером 1 - го класса .
В связи с началом японо-китайской войны 1894-1895 средиземноморская эскадра контр-адмирала С.О.Макарова ( включая "Мономах" под командой капитана Рожественского) была 1 февраля 1895 отправлена на усиление тихоокеанской эскадры.Сильный русский флот стал весомым аргументом при пересмотре Симоносекского мирного договора.
А "Мономах" в 1896 году отозвали в Кронштадт для масштабной модернизации. Устаревшие 8-дюймовые и 6-дюймовые пушки были заменены на пять новых 45- калиберных 6-дюймовых (одно на полубаке и 4 в спонсонах) и шесть 120-миллиметровых (4,7 дюйма) (на батарейную палубу) патронных пушек Канэ . Новые станки Меллера на центральном штыре значительно уменьшали габариты орудий и облегчали наводку. Шесть котлов корабля были заменены на десяток цилиндрических котлов.
В ноябре 1897 г. крейсер отправился в свое четвертое плавание на Дальний Восток, где участвовал в занятии Порт-Артура после подписания 15 марта 1898 г. официального акта о передаче территории Ляодунского полуострова России. В июне 1900 года крейсер использовали для переброски войск, направленных на подавление «восстания боксёров». Экипаж крейсера участвовал и в боях на суше. 27 июня с него на берег свезли два 120-мм орудия, из которых два дня спустя обстреляли китайские позиции. В сентябре 1900 года , и в Порт - Артуре, маневрируя в незнакомой гавани, случайно протаранил и потопил торговое судно " Crown of Aragon " .
В декабре 1901 года, встретившись в Гонконге с «Дмитрием Донским», крейсер отправился в Средиземное море. Вместе с эскадрой контр-адмирала Г. П. Чухнина (броненосцы “Наварин”, “Сисой Великий” и крейсер “Адмирал Корнилов”) крейсера проследовали Суэцким каналом и пришли в Танжер. “Мономах” был оставлен стационером в Средиземноморье, а остальная эскадра прибыла в Либаву в апреле. Крейсер оставался в греческих водах до августа, а в сентябре прибыл в Кронштадт.
В 1903—1904 году планировалось переделать корабль в учебный, но из-за спешного формирования 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н. И. Небогатова ограничились минимальными переделками (например, были установлены оптические прицелы к 152-мм и 120-мм орудиям).
Последний поход на Дальний Восток крейсер совершил в составе Третьей Тихоокеанской эскадры,в которую был включен в феврале 1905 года. Третья Тихоокеанская эскадра ,пройдя через Суэцкий канал присоединилась к 2 - ю Тихоокеанской эскадры в Камрани (французский Индокитай).
Суббота, 14 мая 1905 г., девятая годовщина коронации Его императорского Величества Николая II.
В Цусимском бою 14(27) мая 1905 г. "Владимир Мономах", под командованием капитана 1-го ранга В. А. Попова, шел в правой колонне,охраняя транспорты. Он стал концевым мателотом в колонне крейсеров под флагом контр-адмирала О. А. Энквиста. В 13 часов 45 минут 14 мая 1905 года «Мономах» обстрелял японский бронепалубный крейсер «Идзуми», опрометчиво очутившийся в зоне поражения. "Идзуми" был поврежден несколькими попаданиями (3 убитых, 7 раненых) и больше в сражении не участвовал. С нашей стороны потерь не было.
"Мономах" в ходе дальнейшего боя получил пять попаданий (1 убитый, 16 раненых, разбито одно 120-мм орудие- левое носовое , пробоина по левому борту). Около 16:00 тяжелый снаряд, взорвавшийся возле носового 152-мм элеватора, вызвал сильный пожар, который не привел к взрыву боезапаса лишь благодаря умелым действиям трюмного старшины,затопившего погреб. Общие потери убитыми в дневном бою- 10 человек.
"Мономах" пытался уйти во Владивосток. Ночью уцелевшие русские корабли подверглись активным атакам японских миноносцев.Крейсер успешно отбил три атаки миноносцев. Примерно в 21:00 сигнальщики заметили силуэты трех миноносцев и артиллеристы открыли по ним огонь. С одного из миноносцев последовал неразборчивый сигнал , опасаясь ,что стрельба идет по своим,крейсер прекратил огонь.
Два миноносца по-прежнему держались на расстоянии, но один ,сблизившись, прошёл за кормой крейсера на правый борт и выпустил торпеду (сигнальщики не смогли видеть его т.к. он был заслонён клетками с курами, которых на крейсере было великое множество, они заполнили буквально всё свободное пространство корабля). Командир на всех стоянках закупал кур, но только для того, чтобы доставить их во Владивосток. Во время боя на борту стоял дикий гвалт перепуганных взрывами пернатых. По Новикову-Прибою ,вахтенный начальник лейтенант Мордвинов в сердцах крикнул: “Гуси Рим спасли, а куры крейсер погубили!”.
Артиллеристы открыли огонь и потопили миноносец "№ 35"(один из двух официально потопленных русским флотом при Цусиме) . Торпеда взорвалась в носовой части правого борта, в районе угольной ямы N2. Попытки подвести пластырь успеха не имели ,т.к. изношенные переборки корабля не выдерживали напора воды . Были залиты оба котельных и правое машинное отделение — аварийные помпы отключились из-за прекращения подачи электричества. Крен корабля уже достиг 18 градусов и вести ответный огонь могли лишь 75-мм орудия при предельном угле снижения.
Пока работали машины, решили идти на запад, к берегу, чтобы спасти экипаж. Утром по курсу корабля появились берега острова Цусима. К острову приближался и броненосец “Сисой Великий”, с которого просигналили: “Прошу принять команду”. На что “Владимир Мономах” ответил: “Через час сам пойду ко дну”. На горизонте показались неприятельские корабли( контрминоносец «Сирануи» и вспомогательный крейсер «Садо-Мару») и капитан I ранга В.А. Попов разрешил миноносцу “Громкий” одному следовать во Владивосток.
“Владимир Мономах” остановился в 4 милях от острова Цусима и на спущенных с него шлюпках около 250 человек экипажа направились к берегу. Остальные спасались на плотах, анкерках, буях и пробковых поясах. На крейсере были открыты кингстоны и он затонул с поднятыми стеньговыми флагами. Два японских вспомогательных крейсера опустили шлюпки и стали подбирать людей, взяв в плен командира Попова и старшего офицера Ермакова .
Это произошло в 10 часов 20(30) минут 15 мая 1905 года в точке с координатами 34°32' с.ш., 129°40' в.д. Экипаж был принят на борт японскими вспомогательными крейсерами «Садо-Мару» и «Мансю-Мару».19 сентября 1905 года «Владимир Мономах» был исключен из списков флота.
Командирами на "Владимире Мономахе" в разное время были знаковые в истории флота персонажи как будущие адмиралы Дубасов ,Старк и Рожественский.
Корабль оказался весьма добротно построен,прошел за 20 лет службы десятки тысяч миль по трем океанам. Крейсер гордо нес русский флаг во время конфликта с Англией,возил цесаревича посмотреть загадочную Японию.
Крейсер,как и его систершип,достойно принял бой при Цусиме,записав на свой счет половину потопленных вражеских кораблей(если не уточнять ),в принципе ,имел шанс прорваться во Владивосток. К сожалению,командиром корабля во время боя был капитан Попов,совершенно для этого не подходящий,"крепкий хозяйственник" и аккуратист.Все же "боевые" действия крейсера,по описаниям,состоялись благодаря старшему артиллеристу лейтенанту Нозикову Н.Н.
Головной корабль -"Дмитрий Донской"-ТУТ,его боевые подвиги-ТУТ.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.