Найти тему
Strada Buona

«Должны ли роботы платить налоги?» и Какие изменения несёт искусственный интеллект на бирже труда?

WALL·E, 2008 (kinopoisk.ru)
WALL·E, 2008 (kinopoisk.ru)

«Должны ли роботы платить налоги?» - Таким вопросом задались в Совете Европы в феврале 2019 года.

Воспринимаемый как шутка вопрос о налогообложении роботов – на деле вовсе не розыгрыш, а реальность будущего.

Развитие технологий искусственного интеллекта неминуемо отразится на будущей устойчивости государственных финансов. Начальник отдела DG ECFIN, Якоб Вегенер Фриис, убеждён: «искусственный интеллект, несомненно, определит то, как мы будет работать в будущем». Здесь также уместно уточнить: ИИ также определит и то, кем мы будем работать в будущем, но обо всём по порядку.

Влияние ИИ на биржу труда (количество рабочих мест) оценивается по-разному. Некоторые склонны оптимистично считать, что ИИ позволит улучшить жизнь работников, сократив объём рутинной и тяжёлой работы, и предоставит больше возможностей для людей с ограниченными возможностями, пенсионеров или для желающих работать по гибкому графику или дистанционно. Сторонники менее оптимистичного взгляда на будущее ИИ обращают внимание на то, что распространение новых технологий сократит одни должности и трансформирует другие. В 2013 году исследователи Оксфордского университета Карл Бенедикт Фрей и Майкл Осборн пришли к выводу, что компьютеризация и развитие технологий в целом сократит количество рабочих мест примерно на 47%. [2]. Несколько позже процент сокращения рабочих места в валовом выражении в США и Европе возрос по прогнозам до 54%. [1] Не вызывает сомнения, что в меньшей степени сокращение коснётся специальностей, требующих более творческого подхода, или специальностей, связанных с функционированием архитектуры ИИ.

Однако, не всё столь предсказуемо, когда речь заходит о потерях работы среди среднего класса или класса ниже среднего. Отличительной особенностью современных технологий является их способность быстрее автоматизировать труд работника среднего звена (банковского служащего или специалиста службы поддержки), в отличие, например, от работы уборщика. В этом мы видим смещение интересов разработчиков с процесса автоматизации рутинных задач в сторону решения задач когнитивных.

Данное смещение пагубно отражается не только на интересах самих работников, но и затрудняет процесс налогообложения в государстве в целом, ведь в данном сценарии больше будет страдать средний класс, облагаемый в свою очередь более высоким налогом. В проектах Совета Европы предлагается вариант налогообложения через введение большего налога на доход с капитала или акции, но и это не видится эффективным решением.

Скажется ли развитие ИИ на доходах самих государств? Безусловно, да. Ведь отдельными видами внутренних доходов государства являются подоходный налог с населения и социальные взносы. Как мы можем предугадать, получать доходы с «работающего» робота государству станет значительно труднее: деятельность одного такого робота может заменить часы работы нескольких служащих, количество же реальной работы самого робота на каждом предприятии отследить несколько труднее.

Отдельную проблему внедрения технологий, по мнению экспертов Совета Европы, составит увеличение государственных расходов на пособия по безработице, активную политику на рынке труда и образование. [1]

Новая проблема, сопутствующая развитию ИИ, - образование рабочей силы и сопутствующая ей необходимость увеличения государственных расходов на образование. Государства будут вынуждены обеспечить равный доступ к качественному образованию в целях смягчения воздействия искусственного интеллекта на неравенство. В проектах Совета Европы достаточное место уделяется развитию образования в странах третьего мира или создании программ переквалификации в развитых странах. ИИ поставит данную проблему на новый уровень. Современные жители мегаполисов уже столкнулись с новыми проектами в области переквалификации с использованием компьютерных средств, но масштаб таких проектов не идёт ни в какое сравнение с тем, что предстоит пройти системе образования после более активного внедрения систем ИИ, способных в настоящее время даже частично заменять творческие специальности (генерируя базовые тексты или создавая новые изображения). Однако не только государства, но и сами работодатели в значительной степени негативно относятся к идее лишних бюджетных вложений. В процессе переквалификации важным становится не только выбор направления будущей профессии, но и уровень углубления обретаемых знаний, что будет требоваться от работника в постоянном режиме, ведь алгоритмы будущего не просто не стоят на месте, но и развиваются быстрее человека! Да и полностью предсказать направления дальнейшего развития всё возрастающих способностей ИИ оказывается крайне сложно. Получается образовательный парадокс: с одной стороны, знания будущим работникам потребуются углубленные, но с другой стороны, время на их получение может оказаться потраченным впустую, ведь даже учебные программы по техническим специальностям часто отстают от современного темпа развития мира.

Какую же политику в области получения новых знаний следует избрать современным работникам, чтобы не остаться за бортом мира будущего? Ответ на данный момент, скорее, сводится к совету развивать навыки будущего, нежели стремиться к полной переквалификации.

От лица Совета Европы, Якоб Вегенер Фриис утверждает: «важно убедиться, что есть достаточно экспертов для разработки и реализации ИИ, но также очень важно вооружить людей хотя бы базовыми цифровыми навыками и способностью критически и творчески мыслить, чтобы они могли максимально использовать предлагаемые возможности». [1]

1. Should robots pay taxes? https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/blogposts/should-robots-pay-taxes

2. The Future of Employment: How susceptible are jobs to computerization?https://www.oxfordmartin.ox.ac.uk/publications/the-future-of-employment/