Прокрастинация, помноженная на лень, привела к тому, что я забыл, что хотел написать 3-ю часть о великом Поле Томасе Андерсоне. Да и подступать боялся.
Техническую и содержательную стороны я разобрал в первых двух, а третья посвящена внешнему фактору - признанию коллег и критиков.
На самом деле это не принципиальный момент в изучении творчества любого мастера. В конце концов у Хичкока и Кубрика не было "Оскара", а найди хоть одного современного режиссера, кто бы не рос и не вдохновлялся их фильмами.
Зачем же нам тогда это знать? Во-первых, лично мне всегда интересно копаться в подобной фактологии. Во-вторых, это хорошая возможность посмотреть, что ценили тогда и как оно с годами - изменилось ли отношение к лауреатам, не переоценили ли фильм/деятеля в прошлом?
Попробую разобраться.
1. "Ночи в стиле буги".
Премия Гильдии актеров
Номинации:
- Лучший актерский состав
- Лучшая женская роль второго плана (Джулианна Мур)
- Лучшая мужская роль второго плана (Берт Рейнолдс)
Победители:
- Лучший актерский состав - "Мужской стриптиз",
- Лучшая женская роль второго плана - Ким Бейсингер ("Секреты Лос-Анджелеса") и Глория Стюарт ("Титаник")
- Лучшая мужская роль второго плана - Робин Уильямс ("Умница Уилл Хантинг").
Британская академия
Номинации:
- Лучшая мужская роль второго плана (Берт Рейнолдс)
- Лучший оригинальный сценарий
Победители:
- Лучшая мужская роль второго плана - Том Уилкинсон ("Мужской стриптиз")
- Лучший оригинальный сценарий - Гари Олдман ("Не глотать").
Золотой глобус
Номинации:
- Лучшая женская роль второго плана (Джулианна Мур)
Победители:
- Лучшая женская роль второго плана - Ким Бейсингер ("Секреты Лос-Анджелеса")
Оскар
Номинации:
- Лучшая мужская роль второго плана (Берт Рейнолдс)
- Лучшая женская роль второго плана (Джулианна Мур)
- Лучший сценарий (ПТА)
Победители:
- Лучшая мужская роль второго плана - Робин Уильямс ("Умница Уилл Хантинг"),
- Лучшая женская роль второго плана - Ким Бейсингер ("Секреты Лос-Анджелеса").
- Лучший сценарий - Дэймон и Аффлек ("Умница Уилл Хантинг"),
Как по мне, Мур тогда сыграла лучше Бейсингер, да и где сегодня Ким? А Джулианна каждый раз доказывает, что является одной из лучших актрис своего поколения. Каст у ПТА явно лучше. Робин Уильямс все награды получил вполне заслуженно.
BAFTA критиковать трудно, так как британцы у британцев в приоритете. А работу Олдмана я не смотрел. Спустя 22 года можно сказать с определенностью - "Ночи" оказались важнее и влиятельнее для кинематографа, чем "Мужской стриптиз",
Я очень люблю "Умницу Уилла Хантинга" и смотрел его в разы чаще "Ночей", но объективно сценарий ПТА лучше. Также очевидно, что тогда как-то совсем из вида упустили режиссуру и операторскую работу. Да и сам фильм нигде не боролся за звание лучшего. Большой промах критиков и академиков.
2. "Магнолия"
Премия Гильдии актеров
Номинации:
- Лучший актерский состав
- Лучшая женская роль второго плана (Джулианна Мур)
- Лучшая мужская роль второго плана (Том Круз)
Победители:
- Лучший актерский состав - "Красота по-американски"
- Лучшая женская роль второго плана - Анджелина Джоли ("Прерванная жизнь"),
- Лучшая мужская роль второго плана - Майкл Кейн ("Правила виноделов").
Золотой глобус
- Круз таки получил награду, еще номинировали песню, но выиграл мультик про Тарзана.
Оскар
Номинации:
- Лучшая мужская роль второго плана (Том Круз)
- Лучший сценарий (ПТА)
- Лучшая песня — "Save Me"
Победители:
- Лучшая мужская роль второго плана - Майкл Кейн ("Правила виноделов"),
- Лучший сценарий - Алан Болл ("Красота по-американски")
- Лучшая песня — "You'll Be In My Heart" ("Тарзан").
Мое мнение: В тот год ПТА сильно не повезло: "Красота по-американски" - это мгновенная классика, такое хрен победишь. Но вот с Майклом Кейном вопрос спорный, так как на тот момент у него уже был один "Оскар" (в той же категории), а вот Круз, вполне возможно, тогда упустил свой последний шанс. Можно было наградить, его образ ярче и интереснее. Ну да ладно.
Что действительно показательно, так это очередное отсутствие режиссерской номинации и номинации на звание лучшего фильма. Да, Сэма Мендеса он бы в тот год не победил, но в соседстве с ним (первый фильм, первая номинация и тут же победа), Спайком Джонзом (тоже за первый фильм), М. Найт Шьямаланом и Майклом Манном было бы проиграть не так обидно. Но ПТА стабильно не ценили как режиссера, да и как сценариста явно недооценивали.
Опять же вопрос "Что спустя 20 лет оказалось важнее - "Магнолия" или "Правила "виноделов"?" отпадает сам собой. Последний вообще редкий гость в топах по 90-м или по фильмам XX века, а вот "Магнолия" завсегдатай.
3. "Любовь, сбивающая с ног".
ПТА получает приз за режиссуру в Каннах, Сэндлера номинируют на "Золотой Глобус". И все. Академия игнорит, и в 2020 году мы узнали почему - у Сэндлера слишком плохой кино-багаж, чтоб его хотя бы номинировать. Спустя годы ничего не поменяется.
4. "Нефть"
Дэниэл Дэй-Льюис получает приз от Гильдии актеров, BAFTA, Золотой глобус и Оскар. Во всем остальном у фильма ситуация такая:
BAFTA
- Номинации:
- Лучший фильм
- Лучшая мужская роль второго плана (Пол Дано)
- Лучший режиссер (ПТА)
- Лучший адаптированный сценарий (ПТА)
- Лучшая работа оператора
- Лучший звук
- Лучший саундтрек
- Лучшая работа художника-постановщика
Победители:
- Лучший фильм - "Искупление"
- Лучшая мужская роль второго плана - Хавьер Бардем ("Старикам тут не место")
- Лучший режиссер - братья Коэн ("Старикам тут не место")
- Лучший адаптированный сценарий - ("Скафандр и бабочка")
- Лучшая работа оператора - Роджер Дикинс ("Старикам тут не место")
- Лучший звук - "Ультиматум Борна"
- Лучший саундтрек - Кристофер Ганнинг ("Жизнь в розовом цвете")
- Лучшая работа художника-постановщика - "Искупление"
Золотой глобус в тот год - помимо главной мужской роли - номинировал фильм только в категории "Лучшая драма". Мда. Победило "Искупление".
Оскар наконец достиг оператора Роберта Элсвита.
Еще номинации:
- Лучший фильм
- Лучший режиссер (ПТА)
- Лучший адаптированный сценарий (ПТА)
- Лучшие декорации
- Лучший монтаж
- Лучший монтаж звука
- Победители:
- Лучший фильм - "Старикам тут не место"
- Лучший режиссер - братья Коэн ("Старикам тут не место")
- Лучший адаптированный сценарий - братья Коэн ("Старикам тут не место")
- Лучшие декорации - "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит"
- Лучший монтаж - "Ультиматум Борна"
- Лучший монтаж звука - "Ультиматум Борна"
Что ж, сильный был год, трудно критиковать выбор: Бардем сильнее Дано, Коэны сильнее ПТА, Дикинс просто Маэстро, звук в боевике явно будет круче, чем в драме. А вот за Гринвуда обидно.
Что до "Искупления", то это британский фильм, а посему логична его победа на BAFTA.
Но на лицо явный прогресс: ПТА отмечен и как сценарист, и как режиссер. Да и номинаций в целом куда как больше.
5. "Мастер".
Самый невезучий фильм ПТА. Говорят, что саентологическое лобби тогда надавило на всю кинобратию, и фильм в целом прокатили на банане. Подтвердить версию не имеется возможности, но если судить по итогам премий, то закрадываются подозрения.
Гильдия актеров тогда номинировала только Филипа Сеймура Хоффмана, но победил Томми Ли Джонс за "Линкольна". Промах.
BAFTA
Номинации:
- Лучшая мужская роль (Хоакин Феникс)
- Лучшая мужская роль второго плана (Филип Сеймур Хоффман)
- Лучшая женская роль второго плана (Эми Адамс)
- Лучший оригинальный сценарий (ПТА)
Победители:
- Лучшая мужская роль - Дэниэл Дэй-Льюис ("Линкольн")
- Лучшая мужская роль второго плана - Кристоф Вальц ("Джанго освобожденный")
- Лучшая женская роль второго плана - Энн Хэтэуэй ("Отверженные")
- Лучший оригинальный сценарий - Тарантино ("Джанго")
- Золотой глобус и Оскар
Номинации:
- Лучшая мужская роль (Хоакин Феникс)
- Лучшая мужская роль второго плана (Филип Сеймур Хоффман)
- Лучшая женская роль второго плана (Эми Адамс)
Победители:
- Лучшая мужская роль - Дэниэл Дэй-Льюис ("Линкольн")
- Лучшая мужская роль второго плана - Кристоф Вальц ("Джанго освобожденный")
- Лучшая женская роль второго плана - Энн Хэтэуэй ("Отверженные").
Иронично, что один любимец ПТА, Дэй-Льюис, забрал Оскара у другого любимца ПТА - Хоакина. Сейчас мы знаем, что это была последняя возможность Хоффмана получить давно заслуженные награды.
Вдвойне обидно, что увел ее Вальц за роль. которую играл точно так же у того же режиссера. К Тарантино претензий нет, "Джанго" действительно прекрасен. А про Аньку ничего сказать не могу - не смотрел "Отверженных".
Показательно, что ПТА обе главные премии не включили ни в одну из полагающихся ему номинаций - сценарную и режиссерскую. Про соответствующие Гильдии я вообще молчу, там о существовании ПТА даже не знали, видимо.
6. "Врожденный порок".
Самый неоднозначный фильм в карьере ПТА, и с номинациями все соответственно: Золотой глобус тогда номинировал только Хоакина, но вручил статуэтку Майклу Китону за "Бёрдмэна". Заслуженно.
Киноакадемия отвесила аж две номинации - за адаптированный сценарий (ПТА) и за костюмы. В первой категории победила "Игра в имитацию", во второй - " Отель "Гранд Будапешт"". Как по мне, "Игра" ничего не заслужила, но по второй категории претензий нет.
7. "Призрачная нить".
BAFTA
Номинации:
- Лучшие костюмы
- Лучшая мужская роль (Дэниэл Дэй-Льюис)
- Лучшая женская роль второго плана (Лесли Мэнвилл)
- Лучший саундтрек (Джонни Гринвуд)
- Победители:
- Лучшие костюмы - "Призрачная нить"
- Лучшая мужская роль - Гари Олдман ("Темные времена)
- Лучшая женская роль второго плана - Эллисон Дженни ("Тоня против всех")
- Лучший саундтрек - Александр Деспла ("Форма воды")
Золотой глобус
Номинации:
- Лучшая мужская роль (драма) (Дэниэл Дэй-Льюис)
- Лучший саундтрек (Джонни Гринвуд)
Победители:
- Лучшая мужская роль - Гари Олдман ("Темные времена)
- Лучший саундтрек - Александр Деспла ("Форма воды")
Оскар
Номинации:
- Лучший фильм
- Лучшая мужская роль (Дэниэл Дэй-Льюис)
- Лучшая женская роль второго плана (Лесли Мэнвилл)
- Лучший режиссер (ПТА)
- Лучший саундтрек
- Лучшие костюмы
- Победители:
- Лучший фильм - "Форма воды"
- Лучшая мужская роль - Гари Олдман ("Темные времена)
- Лучшая женская роль второго плана - Эллисон Дженни ("Тоня против всех")
- Лучший режиссер - Гильермо дель Торо ("Форма воды")
- Лучший саундтрек - Александр Деспла ("Форма воды")
- Лучшие костюмы - "Призрачная нить"
Логично, что фильм про модельера получил все награды в категории "Лучшие костюмы". Переиграл ли Олдман Дэниэла? На мой взгляд, нет. Под кучей грима Олдмана все равно было не узнать.
Музыка Гринвуда мне опять же понравилась больше.
ПТА игнорят как сценариста, но отмечают как режиссера. Гильермо, при всей любви, получил премию из политических соображений: слишком сильна ненависть киношников к Трампу.
Подводя итоги, можно смело назвать ПТА, одного из самых лучших американских и мировых режиссеров и сценаристов, столпа современного кинематографа, живого классика, оскаровским (и прочим) неудачником. Коллеги по цеху его явно не ценят. Возможно, когда-нибудь на старости лет он получит почетный Оскар за вклад в кинематограф.
Если бы ПТА жил и творил в СССР, то сегодня мы бы прочитали сотню статей и посмотрели десятки видеосюжетов о том, как его травила партия, "ублюдки из обкомов" не давали ему дышать, специально проваливали ему прокат и т.д., и т.п. Но Пол родился, живет и творит в самой свободной стране мира, поэтому его игнорят и обламывают совершенно свободно.
И не только коллеги по цеху, но и рыночек - его фильмы сплошь убыточны, они всегда стоят намного дороже, чем собирают. Потому что массовый зритель буржуазного общества потребления любит ходить на развлекательное кино, чтоб на пару часов отвлечься от работы и бытовых проблем. А тут такая заумь, дисфункциональные семьи и нутро общества отчуждения. На хер такое надо.
Ох, наконец-то я разобрал его до костей!
Никому другому я не посвящал столько времени и строк. Но оно того стоило. Я безумно люблю его творчество, поэтому потраченных сил мне не жаль. Возможно, все это когда-то перерастет в нечто большее.
Допускаю, что когда-нибудь повторю этот уникальный опыт с чьим-то творчеством еще. Беда только в том, что многие любимцы разобраны на детали до меня - Тарантино, Скорсезе, Нолан и Финчер, например. Но кто знает, вдруг найду свой ракурс.
На этом канале вы можете прочитать также такие материалы про П.Т.А.
Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.
Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы