Декламируем ли мы Пушкина, маршируем ли под Маяковского или читаем про себя Фета, мы постоянно ощущаем на себе действие великого столпа поэзии, даже более важного, чем рифма - стихотворного размера. Именно он заставляет нас читать быстро или медленно, звонко или уныло, радостно или грустно, поэтому для пишущего стихи важно разобраться, от чего зависит стихотворный размер.
Для начала нам нужно постичь его основу: ритм. Читая любой стих, мы замечаем, что делаем акцент на определённых слогах, как правило - ударных, в то время как безударные обычно интонационного выделения не несут. Итак, ритм - чередование выделяемых (акцентных) и не выделяемых (безакцентных) интонационно слогов. Приглядевшись по-внимательнее, мы также увидим, что обычно несколько ударных слогов не стоят рядом.
Теперь попробуем, исходя из сделанных нами наблюдений, построить несколько ритмических моделей текста. Разумеется, легче всего чередовать один акцентный (обозначим его как "А") и один безакцентный (обозначим его как "-") слоги: А - А - А - ..., или - А - А - А... Из чередования одного ударного и двух безударных слогов мы получим три модели: А - - А - - А - - ..., - А - - А - - А - ... и - - А - - А - - А... Мы, разумеется, с лёгкостью разглядим в этих ритмических шаблонах повторяющиеся элементы. Отделим их друг от друга символом "|":
А - | А - | А - | ...
- А | - А | - А | ...
А - - | А - - | А - - | ...
- А - | - А - | - А - | ...
- - А | - - А | - - А | ...
Эти повторяющиеся элементы ритма называются стопами. В античном стихосложении различные роды стоп (правда, с противопоставлением слогов по длительности, а не по присутствию или отсутствию акцента) назывались:
Хорей (греч. плясовой): А -
Ямб (этимология не ясна): - А
Дактиль (греч. палец): А - -
Амфибрахий (греч. обоюдократкий): - А -
Анапест (греч. обращённый (дактиль)): - - А
Стихотворные размеры называются двухсложными и трёхсложными в зависимости от соответствующего количества слогов в составляющих их стопах.
На практике, в пределах одной стопы не всегда чередуются акцентные и безакцентные слоги, тогда возникают специфические типы стоп:
Дибрахий (греч. двукраткий), или пиррихий (по названию древнегреческого танца): - -
Спондей (греч. возлиятельный): А А
Бакхий (греч. вакхический): - А А
Амфимакр (греч. обоюдодолгий), или кретик (греч. критский): А - А
Антибакхий (греч. противовакхический): А А -
Значительно реже наблюдаются трибрахий и молосс, состоящие из трёх безакцентных и трёх акцентных слогов соответственно.
В зависимости от количества стоп в одной строке (n), размер называется n-стопным. Подобно названию вида в биологии, название стихотворного размера складывается из названия типа стопы и количества стоп в строке.
Поскольку понятия ритма и стихотворного размера более сложны для понимания, чем понятие рифмы, мы составим, для примера, ритмическую структуру известной строфы "Зима!.. Крестьянин, торжествуя,.." из "Евгения Онегина" Пушкина.
Для начала, расставим ударения и разделим строки на стопы:
Зима́!.. Крестья́нин, торжеству́я,
На дро́внях обновля́ет пу́ть;
Его́ лоша́дка, сне́г почу́я,
Плетётся ры́сью как-нибу́дь;
Бразды́ пуши́стые взрыва́я,
Лети́т киби́тка удала́я;
Ямщи́к сиди́т на облучке́
В тулу́пе, в кра́сном кушаке́.
Вот бе́гает дворо́вый ма́льчик,
В сала́зки жу́чку посади́в,
Себя́ в коня́ преобрази́в;
Шалу́н уж заморо́зил па́льчик:
Ему́ и бо́льно и смешно́,
А ма́ть грози́т ему́ в окно́...
Теперь, "запишем" полученный нами текст с помощью обозначений акцентных и безакцентных слогов и разделим его на стопы:
- А | - А | - - | - А | -
- А | - - | - А | - А
- А | - А | - А | - А | -
- А | - А | - - | - А
- А | - А | - - | - А | -
- А | - А | - - | - А | -
- А | - А | - - | - А
- А | - А | - - | - А
- А | - - | - А | - А | -
- А | - А | - - | - А
- А | - А | - - | - А
- А | - - | - А | - А | -
- А | - А | - - | - А
- А | - А | - А | - А
Итак, мы имеем дело с четырёхстопным ямбом.
Здесь мы встречаемся с самыми распространёнными из поэтических вольностей (о прочих из которых мы поговорим позже): усечённой стопой (на конце строки) и не подразумевающийся структурой стихотворного размера пиррихий.
Чтобы хорошо обращаться с какой либо системой (в том числе, и системой стихосложения), нужно знать, как она устроена. Но, всё-таки, если вы не обладаете способностью перекладывать эмоции в образы, большой словарный запас и чувство ритма не помогут вам создать ничего красивого.