Я попала в рекламу настолько случайно, насколько это вообще возможно. Мне было 16 лет, я благополучно провалила вступительные в театральные и мне нужно было определяться с тем, куда идти дальше. Я понятия не имела, кем хочу быть, если не актрисой, поэтому пошла поступать в первый попавшийся институт «наобум», не ознакомившись с учебной программой (просто потому что не умела пользоваться интернетом: моё познание ограничивалось соцсетями ВКонтакте и Одноклассники). Когда девушка в приёмной комиссии рассказывала про то, какие направления есть в институте, услышав, что есть курс «реклама и связи с общественностью», я рассудила так: «реклама = телевизор, телевизор = мелькание на экране, мелькание на экране = актёрство, супер, мне подходит!»
То, что реклама не ограничивается телевизором, я узнала примерно на третьем занятии и мой мир слегка пошатнулся, но самое интересное, что у меня не возникло желания всё бросить и убежать подальше. Наоборот, я втянулась и впитывала знания по мере своих возможностей.
В середине первого курса нас повели в офис Ogilvy, где всех дружно забрифовали на кампанию для Huggies (трусики-подгузники на липучках). Мы поделились на команды и в течение двух или трех недель безостановочно придумывали всё, что только могли. У меня не сохранилось презентации, но я помню, что в комплекте нашего предложения был брендинг дверей вагонов метро, качели в Парке Горького в виде большого подгузника и даже «вирусное» видео, которое ко встрече мы отсняли с детьми знакомой нашей одногруппницы. К сожалению, наша защита провалилась на этапе, когда мы произнесли слово «памперсы».
Спустя короткий промежуток времени к нам в институт приехали какие-то ребята из Нидерландов, которые, как и мы, обучались рекламе. Вместе с ними, и ограниченным числом ребят из нашей группы, мне удалось побывать в офисе Leo Burnett, где нам рассказали о том, как ведётся работа над проектами, показали макеты готовящихся рекламных запусков и угостили яблоками.
Так прошёл мой первый год в рекламе.
Второй год обучения начался с информации о структурных изменениях внутри института, ярмарки вакансий и просмотра Каннских Львов-2011. Одна студентка из нашего института ездила туда и подготовила презу с фотками о том, как это было. Если резюмировать, то ей очень понравилось, а нам стало любопытно, но так как структурные изменения внутри института повлияли на то, что ушёл весь золотой преподавательский состав, это переключило всё внимание на себя. Вместо людей, которые шли с рекламой бок о бок всю сознательную жизнь, пришли студенты старших курсов других направлений, которые читали лекции по сомнительным книгам.
Мы, помня азарт работы над настоящим брифом, полученный в Ogilvy, попросили нашего тьютора найти для нас стажировку в каком-нибудь агентстве, и он отправил нас, 11 энтузиастов, в агентство, которое я не хочу тут упоминать. Там я получила первый опыт работы в режиме 24/7 (буквально), там я первый раз осталась ночевать на работе, там же я получила свою первую зарплату – десять тысяч рублей. Меня хватило на 4,5 месяца. Совмещать тот темп, учёбу и сдачу экзаменов – было нереально.
Наступило лето, которое стало решающим в отношении того, что было дальше. Я поняла, что опыт, который я получаю в агентствах – ценнее, чем то, что рассказывают на занятиях и в свои 18 лет я приняла своё первое взрослое решение: перевестись на заочное обучение и пойти работать.
Несмотря на то, что умела я уже многое, это пока еще не было востребовано. Особенно в сетках. И уйдя со стабильной учёбы, я отправилась в нестабильное плавание по сайтам поиска работы, в котором пробыла аж 5 месяцев. Всё время поиска сопровождалось тревожными комментариями родных, для которых я была главным бунтарём в семье, и была близка к тому, чтобы стать их главным позором. Но всё рано или поздно заканчивается и я наконец нашла работу в локальном агентстве, в котором на собеседовании так и заявила: ребята, я, как пластилин, поэтому вы можете слепить для себя любого сотрудника, который вам нужен. За полтора года из меня слепили джуниор стратега.
Выпорхнув от них, передо мной встал выбор, куда двигаться дальше: идти в локальное агентство на тендеры или в BBDO на «Спортмастер». Я выбрала первый вариант и ни разу не пожалела, потому что наконец-то попала в агентство с уклоном в креатив и потому что обрела коллег-друзей. Проработав там три года, я ушла в школу кино, потому что мне показалось, что у меня таки не закрыт гештальт с этим миром (но на самом деле, проанализировав всё сто тыщ раз, я поняла, что тогда почему-то не призналась даже самой себе, что креатив я люблю больше, чем стратегию).
Мой личный «каминг-аут» случился на этапе, когда передо мной встал следующий вопрос, куда идти: стратегом в одно известное агентство или копирайтером в представительство Shazam. Я выбрала второй вариант, где в течение года практиковалась в придумывании всяких разных механик для дополненной реальности, интегрированной в приложении. Оттуда я ушла в «Апрель», в котором хвала небесам, сейчас реализовываюсь так, как всегда мечтала. И вот к чему я это всё.
Первое – не нужно бояться менять места работы.
Второе – не нужно бояться признаться себе в чем-то.
Третье и самое ключевое из-за чего появился этот лонглонглонгрид, который хз, кто дочитает до конца.
За всё это время, несмотря на то что у меня скопилось пухлое портфолио, я так и не удосужилась оформить его во что-то членораздельное. Меня спокойно приглашали на собеседование, ознакомившись с резюме на hh. Меня готовы были брать, как в сетевые, так и в локальные агентства. И сейчас, когда я вижу наборы советов мастадонтов индустрии о том, как правильно составить своё портфолио так, чтобы вас взяли на работу в рекламное агентство, и в которых звучит рекомендация о создании собственного сайта-визитки, разработанного на базе определённого конструктора, у меня возникают очень смешанные чувства.
Если бы тогда, когда я решила начать свой самостоятельный путь, я увидела бы подобный совет от того, кто является для меня авторитетом, мне кажется, это могло бы стать для меня большим препятствием, потому что:
· как сделать свой сайт-визитку?
· где мне взять для него кейсы?
Мне доводилось присутствовать на собеседованиях внутри нашего агентства, и я видела сайты-визитки, которые приносили некоторые кандидаты, но при выходе с собеседования никто из нас не восхищался тому, какой сайт сделал кандидат в честь себя. Мы обсуждали компетентность или некомпетентность человека. И знаете, 90% из тех, кто трудоустраивался в дальнейшем, на собеседовании просто показывали свои презентации, которые не находятся под NDA и рассказывали о том, как работали над проектами в команде, и этого было дос-та-точ-но!
Но у меня нет львов, я не являюсь медийной и авторитетной персоной в мире рекламы, новички в индустрии вряд ли спросят у меня совета, постучавшись в личные сообщения на Facebook, и по перечисленным причинам я не несу для них информационную ответственность в нашей сфере. Но если бы у меня был бы шанс передать тем, кто только-только начинает свой путь, хоть какую-то мудрость, то я бы смело заявила им нисколечки не беспокоиться об отсутствии собственного сайта, и уж тем более не рекомендовала бы им приобретать курсы, которые рассказывают о том, как правильно составить своё портфолио. Будьте смышлёнными в своей сфере тыковками и всё у вас получится.
P.S. Любое совпадение с реальными персонажами является надуманным и притянутым за уши