Продолжение размышлений моего соавтора МЮ об отечественном христианском роке. Его взгляд на группу Трубный зов. БиС.
Исполнители христианского рока делятся на три группы — те, кто все свое творчество посвящает религиозной теме, те, кто выпускал отдельные «тематические» релизы, и те, у кого под соответствующее понятие подпадают отдельные песни. Если на Западе, особенно в англо-саксонских странах, полно групп, работающих исключительно в этом жанре, то у нас это явление крайне редкое, даже уникальное. Тем более в советское время.В этом плане значение такого явления, как Валерий Баринов и его Трубный Зов, трудно переоценить.
В Сети в целом и в Дзене в частности имеется масса публикаций про ТЗ, особенно про историю записи их первой и наиболее значимой работы — знаменитого альбома «Второе пришествие», увидевшего свет в 1982 году. Поэтому пересказывать их не будем, кто захочет — найдет. Ограничимся несколькими замечаниями. Прежде всего, нельзя не признать, что «Пришествие» было очень качественно записано и сведено, причем не только студийные инструментальные партии и вокал, но и церковные хоры. Музыка альбома, которую некоторые рок-эстеты критиковали за примитивность и вторичность, на самом деле представляла собой вполне добротный хард в духе времени, со вполне самостоятельной и оригинальной мелодикой. Хотя Баринов не был профессиональным музыкантом, аранжировки были сделаны на хорошем уровне, инструментальные партии, пусть и не блистали особой виртуозностью, были вполне «на уровне».
Ютуб канал Valery Barinov
Хотя «Пришествие» многие называют рок-оперой, таковой альбом, конечно же, не являлся — это был типичный «концепт», все вокальные партии на котором были исполнены Валерием. Пару слов стоит сказать о «верном оруженосце» Баринова — басисте Сергее Тимохине, вклад которого в музыкальном плане, может, и не выглядит столь значительным, но в «идейном» — не может быть недооценен. Тимохин был опорой и спутником Баринова во всех его музыкальных начинаниях, последовательным и стойким единоверцем. Не случайно в последующем он посвятил себя не музыкальной или диссидентской карьере, а духовной, став пастором петербургской общины одной из протестантских деноминаций.
Стоит также упомянуть историю осуждения Баринова и Тимохина. Справедливости ради надо признать, что свой срок они получили не за религиозную деятельность и, тем более, не за запись и распространение «Второго пришествия» (как полагают многие), а за вполне конкретную попытку незаконного перехода госграницы. Некрасивую роль в этом деле сыграли зарубежные друзья Баринова, которые конечно же могли организовать его легальный выезд, но им музыкант был более интересен не в эмиграции, а в качестве «узника совести» в СССР… К музыке эта история имеет то отношение, что в Финляндию участники ТЗ пытались нелегально перейти для того, чтобы записать там, как это им обещали, новый материал. Однако, когда Баринов все же выехал в конце 1987 года в Англию, ничего столь же значительного, как «Пришествие» он уже не создал. Сначала Валерий записал качественную английскую версию своего концепта. В начале 90-х он пытался реанимировать ТЗ с также уехавшим в Англию гитаристом оригинального состава Матти Кивистиком и обосновавшимся во Франции клавишником Сергеем Надводским. Однако дальше репетиций и одного концерта в Лондоне дело не пошло.
Ютуб канал Георгий Дмитрук
В самом начале 2000-х Баринов приезжал в Белоруссию и Россию, итогом чего стал выпуск очередной версии все того же «Пришествия», на этот раз с московской группой The ARK.
Ютуб канал Георгий Дмитрук
Более плодовиты оказались питерские музыканты, с которыми Валерий пытался возродить ТЗ после выхода из заключения в 1986 году — Григорий Поздняков, Дмитрий Якуба и присоединившийся к ним позднее Александр Федоров. Пользуясь свободой религиозного и музыкального самовыражения, наступившей в перестроечный и постперестроечный период, они после отъезда Баринова выпустили под маркой Трубного Зова с полдюжины альбомов, только отчасти религиозного содержания, выдержанных в более «легкой» по сравнению с «Пришествием» стилистике с элементами электроники и новой волны.
Ютуб канал Malario80
Ютуб канал USSR MT
В работе над одним из них — «Полет в никуда» 1998-го года — когда от христианской темы осталось только одно название группы, музыкантам помогал молодой тогда артист Дмитрий Нагиев. (Долго думал, размещать ли клип с его участием, поскольку к теме сериала он не имеет никакого отношения. Все-таки выкладываю, чтобы читатели сами увидели, до чего ушлые дельцы могут довести даже самое светлое начинание…
Ютуб канал Григорий Поздняков
Только после визита в Питер Баринова его «верных последователей» заела совесть и они сократили название группы до Зов, а потом и вовсе разбрелись по другим проектам…
Продолжение следует.