Разработка тяжелого двухдвигательного истребителя Bf-110 началась фирмой «Мессершмитт» даже раньше знаменитого Bf-109, в 1934 году. Самолет предназначался для сопровождения бомбардировщиков, перехвата самолётов противника, разведки, нанесения бомбовых и штурмовых ударов по наземным войскам. Всего было произведено 6170 Ме-110.
Bf-110 был полноценным истребителем-бомбардировщиком, после освобождения от своей очень большой бомбовой нагрузки он был способен вести не только оборонительный бой, как бомбардировщики, а сражаться как истребитель. И не просто так самым его близким советским аналогом является «стратегический истребитель» И-100, на базе которого были построены и основной фронтовой пикировщик Пе-2, и дальний истребитель-перехватчик Пе-3.
Истребитель Bf-110 впервые был применен во время вторжения немцев в Польшу в сентябре 1939 года. Самолёт широко использовался при агрессии против Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции, Великобритании, Греции, Югославии.
Так как самолёт был довольно крупным, то встреча с английскими «Спитфайрами» во время «битвы за Англию» показала, что истребитель не может вести на равных маневренный бой с более лёгкими одномоторными истребителями. С этого момента Bf-110 всё больше стал использоваться для ударов по наземным целям и как разведчик. Действуя в верхнем прикрытии, пилоты использовали тактику «ударил-убежал»: они пикировали на врага, давали очередь из мощного носового вооружения с большого расстояния и отходили на прежние позиции. Находившиеся ниже и имевшие меньшую скорость британские самолёты были вынуждены вести оборонительный бой. Bf-110D достаточно эффективно использовался в качестве ночного истребителя. В целом за время битвы было потеряно 223 Bf.110.
Применялись Bf-110 также в Северной Африке, поддерживали повстанцев в Ираке в мае 1941 года. На советско-германском фронте встречались редко, в основном в качестве истребителей-бомбардировщиков. При атаке воздушной цели успех сопутствовал им только в условиях внезапности. Известен случай, когда летом 1941 года под Таганрогом советский лётчик на И-15 сбил сразу 3 Bf.110. По мере появления на фронте большого количества скоростных и маневренных истребителей Як-1 и ЛаГГ-3 потери среди Bf-110 существенно увеличились и на задания им приходилось летать в сопровождении Bf-109. К концу войны самолёт стал основным немецким ночным истребителем.
Помимо Германии самолёт использовался Венгрией, Италией, Румынией и СССР.
Интересные факты
- В марте 1940 года в числе других образцов немецкой авиационной техники в СССР было поставлено 5 самолётов Bf.110C, которые прошли всесторонние испытания в НИИ ВВС. Один из них в начале 1941 года эксплуатировался в 158 истребительном авиаполку ПВО.
- После начала войны из имевшихся Bf.110 была сформирована специальная эскадрилья для тайных операций, под командованием майора В. И. Хомякова, оснащённая немецкой техникой. В составе этой эскадрильи было 3 Bf.110C.
- В 1942 году один трофейный Bf.110D использовался для дальней разведки в 750 полку АДД (пока его не сбили свои же зенитчики).
- В 1944 году один из Bf.110 был подбит над Германией английским бомбардировщиком и совершил вынужденную посадку в Швейцарии. Чтобы секреты самолёта, в частности, установка «Неправильная музыка» и радар, не попали в руки англичан, немцы договорились уничтожить самолёт в Швейцарии, передав за это Швейцарии 12 самолётов Ме-109. Самолёты так и не были переданы Швейцарии и в 1951 Швейцария отсудила у фирм "Мессершмитт" и "Даймлер" за непоставленные Me-109 финансовую компенсацию.