Найти в Дзене
Мышематика

Игровой подход

Оглавление

Понимание ценности игры, как важного способа познания мира, освоения социальных и образовательных навыков, решения трудных жизненных задач и т. д для ребёнка, сформировалось относительно недавно.

Игра это так важно, что в процессе необходим даже язык!
Игра это так важно, что в процессе необходим даже язык!

Мы, взрослые, обесцениваем само понятие игры такими простыми и каждодневными обращениями к ребёнку, как: «иди уже поиграй, что ты тут крутишься?», «нечего тебе здесь делать, иди поиграй во что-нибудь» или совершенно противоположным «что, опять сидишь играешь, ты уже большой, займись чем-нибудь полезным». Или на просьбу ребёнка поиграть с ним, отвечаем, что у нас и так дел полно, ещё ты тут со своими глупостями…

Все игры важны и одинаково ценны для развития
Все игры важны и одинаково ценны для развития

Мы делаем это автоматически, совершенно не задумываясь над словами. Нам же всегда так говорили в детстве.

Как часто мы прислушиваемся к тому, как и во что играют наши дети?

Какие диалоги дети разыгрывают в маленьком углу своей бесконечной вселенной игры? Если ребёнок играет один, он строит игру с фигурками человечков, животных или машинок - кому что нравится. Какими ролями он наделяет своих подопечных?

Как часто мы испытываем раздражение оттого, что уже достаточно большой ребёнок говорит нам, что на занятии они играли, а больше ничего не делали?
Как часто мы испытываем раздражение оттого, что уже достаточно большой ребёнок говорит нам, что на занятии они играли, а больше ничего не делали?

Если дети играют в паре, получается ли у них диалог, какие проблемы они проигрывают? Наблюдая за играющим ребёнком, можно понять, что делают дома его родители, что и как они говорят, что мама любит на завтрак и почему папа пришел с работы вчера не в настроении… Как часто мы испытываем раздражение оттого, что уже достаточно большой ребёнок говорит нам, что на занятии они играли, а больше ничего не делали?

Играют не только дети

Сейчас много курсов для будущих родителей. Там не только рассказывают о том, как будет протекать беременность, какие изменения будут происходить в женском организме на разных сроках, что правильно есть и сколько положено гулять. Там ещё играют в куклы, например.

А как ещё научить будущих родителей правильно брать новорожденного малютку на руки, как правильно купать и пеленать? Взрослые дяди и тёти платят за эту игру серьёзные деньги и не видят в этом ничего зазорного или смешного. Более того, во многих странах есть программы для старшеклассников, когда школа выдаёт каждому из подростков куклу-малыша, и надо об этой кукле регулярно заботиться, кормить, купать, переодевать. Есть об этом и прекрасная книга “Мучные младенцы”.

Многие люди любят документальные фильмы про животных. Вспомните сами, вы наверняка умилялись кадрам со слонятами, которые идут, уцепившись за мамин хвост, или маленьким обезьянкам, которые крепко держатся за мамину спину, пока мама карабкается на дерево. Многим интересно бывает наблюдать документальные фильмы о том, как взрослые звери играют со своими подрастающими детёнышами, учат их прятаться, подкрадываться, охотиться, добывать себе еду…

Но это же не игра! Это важный обучающий процесс!

Да, у людей игра – это тоже очень важный обучающий процесс. Многие виды зверей перестают играть со своими детёнышами на определенном этапе взросления. А сами возвращаются к игре только в период брачных игр. Человек же отличается от многих животных тем, что может играть всю жизнь.

Да, но не в машинки и кукол, правда же???
Да, но не в машинки и кукол, правда же???

Есть люди, которые не умеют или не могут играть в силу различных причин. Это может быть родовая травма, социальная обстановка в детстве, особая организация психики. Но, как правило, человек может играть всю свою жизнь. И через игру учится новому и прекрасному.

Если ваш ребёнок умеет разыгрывать на куклах и игрушках сюжеты из сказок и из жизни, если он умеет играть без специальных игрушек, то это не менее важный навык, чем умение держать правильно карандаш. Играя, ребёнок моделирует окружающую действительность, осмысливает и проживает в игре важные события.

Взрослые тоже играют

Многие взрослые всё равно играют, как бы предосудительно они не смотрели на детскую несерьёзную игру. Они играют в карты, казино, бега, футбол, ралли, да мало ли взрослых азартных игр.
Многие взрослые всё равно играют, как бы предосудительно они не смотрели на детскую несерьёзную игру. Они играют в карты, казино, бега, футбол, ралли, да мало ли взрослых азартных игр.

В каких-то играх человек участвует непосредственно сам, в каких-то он является сторонним наблюдателем, но это всё равно игра. Мы часто обесцениваем детскую игру, но зачастую забываем о ситуациях, когда мы играем сами.

Так почему же человеку так важно умение играть?

Во-первых, потому, что это самый действенный и эффективный способ обучения.

Чтобы чему-то научится, надо много раз это сделать самому. Летчики используют тренажёры, имитирующие полёты, гонщики отрабатывают самые крутые виражи на стенде, даже программисты сначала обкатывают свои программы на тестовой машине, и лишь потом выдают их пользователям.

Вы считаете, что это не игра? Это важные тестовые испытания? От них может зависеть жизни сотен людей?

Да, может. Но в любом случае, игра как тренировка и отработка новых навыков важна в любом возрасте.

Во-вторых, игра это способ отдохнуть и переключить внимание.

Многие взрослые любят в качестве отдыха играть в шахматы или в волейбол в приятной компании, или двигать шарики на телефоне. Сами взрослые понимают, что им в этот момент игрушка нужна для того, чтобы переключиться, успокоиться, отвлечься.

Детям игра тоже может быть нужна по самым разным причинам!

От игры в кубики тоже может зависеть жизнь ребёнка

…нет, не потому, что его может стукнуть по голове сосед, хотя это исключить нельзя.
…нет, не потому, что его может стукнуть по голове сосед, хотя это исключить нельзя.

Только в игре ребёнок учится договариваться, меняться, отстаивать свою точку зрения, принимать аргументы других людей.

Я недавно играла в кубики и железную дорогу с группой тринадцатилетних подростков. Эти подростки отлично умеют решать сложные математические задачи. А вот попросить кубик у соседа или обсудить спокойно, где и что строить, многим из этих ребят было запредельно сложно. Или всё будет только так, как я сказал, или я отберу у тебя все детали и сам построю всё по-своему. Кого-то это сильно удивило, кто-то даже не заметил. Ведь вокруг мало кто пытается договориться с подростком, ему просто дают ценные указания, а он дальше сам придумывает, как выполнить только удобную часть. Как часто мы сами пытаемся договориться между собой? А с детьми? Некоторые подростки умеют играть, но совсем не все. Некоторым из них было вообще сложно играть. Как это: строить то, что мне хочется? А откуда я знаю, чего мне хочется? Я об этом не задумывался… Вы мне выдайте инструкцию, вы мне подробно всё скажите, и тогда я построю…
Я недавно играла в кубики и железную дорогу с группой тринадцатилетних подростков. Эти подростки отлично умеют решать сложные математические задачи. А вот попросить кубик у соседа или обсудить спокойно, где и что строить, многим из этих ребят было запредельно сложно. Или всё будет только так, как я сказал, или я отберу у тебя все детали и сам построю всё по-своему. Кого-то это сильно удивило, кто-то даже не заметил. Ведь вокруг мало кто пытается договориться с подростком, ему просто дают ценные указания, а он дальше сам придумывает, как выполнить только удобную часть. Как часто мы сами пытаемся договориться между собой? А с детьми? Некоторые подростки умеют играть, но совсем не все. Некоторым из них было вообще сложно играть. Как это: строить то, что мне хочется? А откуда я знаю, чего мне хочется? Я об этом не задумывался… Вы мне выдайте инструкцию, вы мне подробно всё скажите, и тогда я построю…

Пока дети маленькие, куда важнее научить их играть и в игре договариваться. Учить этому подростков и взрослых куда сложнее.

Игра — дело серьёзное

Игра это удобный способ познакомится с новым делом, заданием, работой.

Да-да, зачастую игра – это серьёзная работа. Игровые терапевты получают за неё немаленькие деньги. Игра – это способ пережить то, что предстоит. Или то, что уже произошло, но ребёнку не понравилось, и он хочет что-то изменить, но не знает как.

Мама почему-то каждый день уходит на работу, а он отправляется в детский сад. Возможно, в садике ребёнок будет играть в то, как мама уходит на работу, собирает его в сад, уговаривает, если он не хочет. А дома он будет играть в садик, или в то, как мама пришла его забирать, а он не хочет уходить, или наоборот очень хочет и не может дождаться, ну когда же, когда его заберут! Послушав несколько минут то, как ребёнок играет дома в свой детский сад, вы можете узнать очень много о том, как прошёл его день в саду и про то, какими фразами обмениваются воспитатели и дети. Что было интересно, как они собираются на прогулку, как укладываются спать.

Прислушиваясь к детской игре, вы можете узнать о том, что что-то очень понравилось, и хочется это повторять, проигрывать ещё и ещё.

Хочется добавлять подробности, хочется делиться этим с тем, кто рядом.

Игровой сюжет может рождаться спонтанно, а детали, подробности и уточнения могут возникать в процессе. «А давай это у нас будет машина, и мы поедем на ней на море?» , «Ой, нет! Давай это будет самолёт!». «А давай ты как будто заболел, а я буду доктором и буду тебя лечить. Ты лежи в кровати и никуда не вставай, а то ещё больше заболеешь! И пей горькую микстуру».
Игровой сюжет может рождаться спонтанно, а детали, подробности и уточнения могут возникать в процессе. «А давай это у нас будет машина, и мы поедем на ней на море?» , «Ой, нет! Давай это будет самолёт!». «А давай ты как будто заболел, а я буду доктором и буду тебя лечить. Ты лежи в кровати и никуда не вставай, а то ещё больше заболеешь! И пей горькую микстуру».

«А давай я уже больше не болею? И мы пойдём гулять?»

Дети могут играть во всё, что видят, чувствуют, переживаю, не понимают…

Взрослые считают себя серьёзными людьми, и часто им труднее бывает включиться в игру, нужна специальная ситуация, надо чтобы кто-то разрешил им играть. Хотя разные ситуации они «проигрывают» в голове очень часто.

Многим детям (да и взрослым тоже), сложно бывает включится во что-то новое для них. Страшно, неуютно, непонятно….А вдруг вот именно у меня не получится? А вдруг именно я сделаю что-то не так? Лучше я вообще делать не буду и просто посмотрю, а лучше отойду на безопасное расстояние.

Если вам предстоит собеседование, выступление или экзамен, то вы делаете пробные задания, расспрашиваете тех, кто на таком испытании уже был – и стараетесь подготовиться. Возможно, вы просите кого-то из домашних послушать ваш доклад или задать вам вопросы из предстоящего экзамена.

А многим детям нужна игра, которая им заранее расскажет о том, как будет устроена их жизнь в новом месте, в детском саду, в школе, в больнице…

Игра — со всех сторон

В школе на ребёнка сразу наваливается много новых правил:

  • Надо уметь находить нужный учебник, а в нём – нужную страничку.
  • Надо помнить, в какую сторону пишутся буквы и цифры.
  • Надо складывать вещи в пенал и в портфель, и потом отыскивать там нужное.
  • А ещё писать прописи, считать, переодеваться на физкультуру.

Многие первоклашки очень устают от такого количества новых правил. В идеале хорошо бы через игру их заранее подготовить к какой-то части новых требований.

Тут на помощь и детям и взрослым может прийти игра.

Подписывать свои иллюстрации или сочинять рассказ к своим рисункам гораздо интересней для многих детей, чем рисовать картинки к чужим «взрослым» текстам или писать рассказы по картине.
Подписывать свои иллюстрации или сочинять рассказ к своим рисункам гораздо интересней для многих детей, чем рисовать картинки к чужим «взрослым» текстам или писать рассказы по картине.

Мы хотим научить детей считать и складывать с переходом через десяток? Отлично, мы можем поиграть с ними в кафе, и они понарошку сделают заказ, запишут из меню на свой листочек то, что они хотели бы съесть – а заодно посчитают, сколько всё это будет стоить.

А в другой раз поиграем в магазин, и посчитаем, сколько игровых монеток надо заплатить за все наши покупки. И один решит купить три синих машинки, а другой – кораблик, автобус и грузовик. В итоге у каждого будет своя задача, никто не станет списывать ответ, но при этом каждый успеет и поиграть, и посчитать.

Интересно, а сколько можно разрешать детям играть в школе?

Ведь школа – это важный этап подготовки ребёнка к взрослой жизни, с принятием решений, ответственностью…

Мне кажется, что играть можно и нужно даже во взрослой жизни. И это подтверждают проекты экономических игр для старших классов и студентов ВУЗов, например.

Игра – это важный и достаточно сложный процесс, и у него есть свои правила.

Если вам сложны ролевые игры, выбирайте настольные – их теперь существует великое множество.

Для семейных игр подходят такие игры, как доббль, барабашка, спящие королевы.

Играйте всей семьёй!

автор – Лена Тишина, детский психолог, игровой педагог, ведущая занятий “Мышематика”